Экономическая сущность финансов. Сущность финансов Экономическая сущность финансов их функции

Лекция 1. Тема: Сущность и функции финансов

1. Сущность финансов

Финансы выражают экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Они создаются для решения задач управления государством и его территориальными органами, в том числе субъектами федерации. В основном это бюджетные фонды денежных средств. Система финансов включает различные сферы финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются денежные фонды и финансовые инструменты. В структуре финансовой системы обычно выделяют два уровня: на первом - выступают общегосударственные и муниципальные финансы, а на втором - финансы хозяйствующих субъектов, фирм (предприятий, организаций, корпораций). Основу финансовой системы составляют финансовые ресурсы частных и государственных предприятий и граждан.

Государство аккумулирует не только ресурсы централизованной бюджетной системы, но и образованные в соответствии с законодательными актами денежные средства внебюджетных фондов.

Финансовые отношения охватывают сферу государственного централизованного управления, пронизывают кругооборот децентрализованных денежных средств населения и предприятий различных форм собственности.

Следует подчеркнуть, что финансы и деньги нельзя отождествлять, так как они выполняют различные функции. Повторим, что деньги являются всеобщим эквивалентом, в том числе в обменных операциях, а финансы - это составляющая денежных отношений, это инструмент распределения и контроля процессов образования и использования денежных потоков по различным направлениям деятельности.

Итак, финансы выражают денежные отношения, возникающие внутри бюджетной системы между бюджетными и внебюджетными организациями, между юридическими и физическими лицами, а также между налогоплательщиками и звеньями бюджетной и внебюджетной сферы.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. Валовой внутренний продукт является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях. Распределение ВВП возможно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением.

Материально-технической основой процесса производства на любом предприятии являются основные производственные фонды. В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство осуществляются при непосредственном участии финансов, с помощью которых образуются и используются денежные фонды целевого назначения, опосредующие приобретение, эксплуатацию и восстановление средств труда.

Первоначальное формирование основных фондов на вновь создаваемых предприятиях происходит за счет основных средств, являющихся частью уставного фонда. Основные средства – денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. По натурально-вещественному признаку основные фонды подразделяются на: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот и т.д. Основные производственные фонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот, состоящий из следующих стадий: износ, амортизация, накопление средств для полного восстановления основных фондов, их замена путем капитальных вложений.

Возможно регулирование социально-экономических процессов территории посредством воздействия на денежные потоки в условиях перехода к рыночной экономике. Денежный рынок, формирующий денежные потоки в рыночной экономике, является главным регулятором этих потоков.

Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) определяют понятие денежных потоков следующим образом: «Денежные потоки - это приходы и выбытия денежных средств и их эквивалентов». Денежные средства и их эквиваленты определены МСБУ следующим образом: «Денежные средства состоят из наличности в кассе и депозитов до востребования». «Эквиваленты денежных средств – краткосрочные высоколиквидные инвестиции, которые свободно конвертируются в известные суммы денежных средств и которым свойственен незначительный риск изменения стоимости».

В настоящее время становится все более очевидной необходимость интеграции методологических подходов финансового менеджмента, теории оценки бизнеса и бухгалтерского учета, ведь они отражают одни и те же экономические процессы. И целью финансового менеджмента, и целью оценки бизнеса, и целью бухгалтерского учета является формирование соответствующих предпосылок для принятия эффективных экономических решений. Следовательно, и в основе бухгалтерского учета и в основе финансового менеджмента должны лежать единые, согласованные методологические позиции. Осознание этой необходимости особенно важно сегодня, когда идет процесс трансформации бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета и существует возможность по-новому взглянуть на ряд методологических проблем экономической науки. Одной из таких проблем является использование понятия «денежный поток» при осуществлении экономических расчетов, в частности, при анализе инвестиционных проектов и в процессе оценки бизнеса.

2. Функции финансов

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода (НД) среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Дальнейшее распределение или перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций и перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичные, или непроизводственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении НД, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение НД в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства) в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери). Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов

Финансы являются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием его по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансами развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на экономическое стимулирование, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Осуществляя функцию контроля над финансами, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение различных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства в области финансов, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств по расчетам и платежам между предприятиями и организациями.

Контрольная функция финансов реализуется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются. Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Другие функции финансов

Помимо распределительной и контрольной функции, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не отражает их специфику. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса. Наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии распределения стоимости, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов развита в России слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить всем хозяйствующим субъектам и гражданам стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Финансовое дело зародилось в глубокой древности. Уже в документах индийской культуры IV в. до н. э. можно найти сведения о налоговых льготах, предоставляемых купцам-мореходам, хозяевам караванов, всем тем, кто заселял новые земли. Возникновение финансов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сам термин «финансы» появился значительно позже. Существуют разные точки зрения по поводу его происхождения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, другие – что понятие «финансы» было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Сущность финансов

Представление о финансах как экономической категории видоизменялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

С развитием крупномасштабного товарного производства совершенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Эволюцию взглядов на сущность финансов можно представить следующим образом. Что касается определения, то финансы трактуются:

В мировой экономической теории (экономике) как совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов;

В политической экономии как экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств (наиболее распространена среди российских экономистов).

Различают узкое, расширенное и широкое понимание термина «финансы». В узком понимании финансы охватывают лишь бюджетные процессы и к ним относятся только государственные (публичные) финансы.

Расширенное понимание термина означает, что финансы охватывают только часть денежных отношений. В российской экономической литературе эта точка зрения преобладала до недавнего времени. Так, например, в советский период к финансам относились: государственный бюджет; финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. С 90-х гг. XX в. к финансам стали относиться: бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты); государственные внебюджетные фонды; государственный кредит; страхование; финансы хозяйствующих субъектов.

В широком понимании термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные, тем самым финансы включают в себя: государственные финансы; кредитную систему; финансы отраслей воспроизводственного процесса; финансы домашних хозяйств; вторичный финансовый рынок; международные финансы.

Таким образом, практически все денежные отношения в обществе, все, что связано с движением денег, причисляется к финансам, а понятие «денежное хозяйство страны» идентично понятию «финансы».

В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами.

Такое понимание финансов отражено и в современных зарубежных словарях: Finance – искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами.

Условием возникновения финансов является наличие в обществе товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Движение товаров и денежных средств

На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Отличительным признаком финансовых отношений является их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота.

Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер.

Можно выделить следующие признаки финансов:

Денежный характер финансовых отношений. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения);

Распределительный характер финансовых отношений. Областью возникновения и функционирования финансов являются стадии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

Финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.

Как экономическая категория финансы – это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется прежде всего через распределительную функцию. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы обслуживают разные этапы распределения стоимости общественного продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местных органов управления).

В целом распределительная функция финансов позволяет:

Создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения;

Осуществлять распределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами, а также внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное распределение.

Наряду с распределительной функцией финансам присуща и контрольная функция. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств. Полученная информация позволяет оценить эффективность и целесообразность произведенных расходов. Чтобы информация отражала реальное положение дел, она должна быть полной, своевременной и достоверной.

Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

Обе функции финансов связаны – они действуют одновременно: распределение не может не контролироваться и контроль без распределения невозможен.

Тема 16. Финансы и финансовая система

16.1. Сущность и функции финансов

16.2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь

Финансы - категория историческая, поскольку имеют стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов . Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода между участниками материального производства. Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением между теми, кто его создавал, т. е. среди участников материального производства, но и в непроизводственную сферу, где национальный доход не создается. К числу таких сфер и областей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

Контрольная функция финансов . Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.

Стимулирующая функция финансов . Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Финансовыми рычагами являются: бюджет, цены, тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины.

2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью, общественном воспроизводстве.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: финансы организаций (хозяйствующих субъектов), публичные финансы (государственные и муниципальные финансы), финансы домашних хозяйств (населения).


Государственный бюджет - это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства.

Помимо государственного бюджета в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений.

Фонды страхованияобеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место имеет фондовый рынок, который представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг. Основная задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т. д.

В общей структуре финансовых отношений эта часть финансовой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, потому что это - реальный сектор экономики. Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги.

Основные понятия финансов

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Понятие финансовой системы государства и ее структура

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.

Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

В результате проведенных реформ в области финансов государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

Бюджетная система РФ

Рассмотрим государственную бюджетную систему России в рамках централизованных финансов.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством - в унитарных государствах это два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - 3 звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.

В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

Федеральный бюджет;

21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджета, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;

Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом: расходах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40% национального дохода).

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. За государственным бюджетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой) закреплены главные налоги - налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, - так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т.п.

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы поступают полностью в соответствующие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий; местные налоги; налог на имущество физических лиц; земельный налог и т.п.).

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений.

Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета.

Субвенции представляют собой средства строго целевого назначения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.

Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.

Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти. В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это календарный год). Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально-экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.

Государственный бюджет Российской Федерации, его расходы и доходы

Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально -экономическую политику в стране.

При переходе к рынку средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование структурной перестройки экономики, решение целевых программ, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

Преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;

Прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

Стабилизация кредитно- денежной системы и курса рубля;

Снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;

Осуществление реструктуризации государственного долга РФ;

Минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;

Снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;

Полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Полное исполнение государством своих обязательств. Бюджет Российской Федерации как основной финансовый

План государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.

Доходы Федерального бюджета формируются за счет:

Налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;

Подоходного налога с физических лиц;

Налога на игорный бизнес;

НДС на товары, производимые на территории РФ;

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;

Акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый;

Лицензионных и регистрационных сборов;

Налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

Единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

Налога на операции с ценными бумагами;

Платежей за пользование недрами;

Платежей за пользование лесным фондом;

Платы за пользование водными объектами;

Земельного налога и арендной платы за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;

Платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;

Таможенных пошлин и таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности;

Государственной пошлины;

Дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности;

Прибыли Центрального Банка РФ;

Консульского сбора, взимаемого на территории РФ;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов -9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.

Расходы бюджета Российской Федерации включают следующие основные группы затрат:

Государственное управление;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Федеральная судебная система;

Фундаментальные исследования;

Промышленность, энергетика, строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Образование;

Культура и искусство;

Средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальная политика;

Обслуживание государственного долга;

Финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно-территориальным образованиям;

Другие расходы.

Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления на расходования.

За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.

Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов.

Очевидно, что основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты - с другой.

Важную роль в структуре централизованных финансов играют внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице.

В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

В соответствии с Указом Президента, в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидированы все государственные целевые бюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей фирм, предприятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития таможенной системы РФ, Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ.

Одним из звеньев финансовой системы государства является государственный кредит. Главная форма экономических отношений в рамках государственного кредита - это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется «рефинансированием государственного долга».

Государственные займы классифицируются:

По субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

В зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

В зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

По характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма.

Существует много точек зрения в понимании термина «финансы».

В настоящее время различные ученые и экономисты дают множество различных определений категории финансы. Так, например, в российской научной и учебной литературе финансы определяются как «совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств» .

В.М. Опарин определяет финансы следующим образом "Финансы - совокупность экономических отношений, которые связаны с обменом, или распределением и перераспределением в денежной стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), а в определенных условиях развития и национального богатства" .

Лаврушин в своем учебном пособии «Деньги. Кредит. Банки» дает следующее определение финансам «Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества» .

В толковом словаре В.И. Даля можно найти такое определение финансов - это «все, что относится к доходам и расходам государства» . В первом русском учебнике по финансам, написанном И. Горловым и изданном Казанским университетом в 1841 г., финансы были определены как «денежная натура государственных издержек».

Современные зарубежные учебники дают следующие определения: в учебнике Э. Боди и Р.К. Мертона «Финансы» дается следующая трактовка: «Финансы - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени» .

Рассматривая сущность и функции финансов, автор также столкнулся с различными точками зрения авторов.

Одной из распространенных точек зрения, которой придерживаются ряд ученых Д.А. Аллахвердян, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский и др., что «сущностный признак и основа понятия финансов заключается в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода» . Кроме такого общего определения финансов существуют более конкретные определения основного сущностного признака финансов (М.В. Федосов и С.Я. Огородник) как «процесса распределения и перераспределения части стоимости совокупного общественного продукта» . Э.А. Вознесенский, В.Н. Гаретовский, Н.Е. Заяц в качестве объекта исследования финансов рассматривали «чистый доход и его связь с процессами распределения и перераспределения» .

По мнению экономистов Балобанова И.И., Балобанова И.Г., Вознесенского Э.А. Сычева Н.Г., Болдырева Б.Г. «финансы выполняют функции формирования денежных доходов, функцию использования денежных фондов, контрольную функцию» .

Финансы - историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Выделяют следующие предпосылки финансов:

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но какова же здесь роль государства? Некоторые экономисты исходя из того, что финансовые отношения закрепляются законодателем в соответствующих нормативных актах определяют главенствующую роль государства в формировании данных отношений и, следовательно, относят финансы к правовой, т.е. надстроечной категории. Но дело в том, что правовой акт только фиксирует содержание объективно существующих экономических отношений, доказывая, что финансы, в первую очередь, экономическая категория (и относится к базису) и только потом - правовая категория, т.е. государство, по меткому выражению экономиста Э.А. Вознесенского, «одевает» финансовые отношения в правовую форму, придает им соответствующую государственно-властную форму при сохранении их объективно экономического характера»

Однако уменьшать роль государства нельзя. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние.

Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов.

Вначале - неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие как финансы межгосударственных сообществ.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее что их объединяет - лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, так как последние и есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом - функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.

Финансы? неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги? это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы? это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму - с денежной на товарную.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости; на третьей - двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

На третьей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Однако и этого признака не достаточно для полной характеристики финансов. Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют различные экономические категории: финансы, кредит, заработная плата, цена. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т.д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но именно потенциально, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно - экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

  • - финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)
  • - финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.

Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадия производства.

  • а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;
  • б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.
  • в) сфера потребления, где выделяют:
    • - коммерческие организации;
    • - бюджетные организации

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.

Существуют возможности использования финансов, которые вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

  • - количественно (характеризуется пропорциями распределительного процесса);
  • - качественно (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

  • - с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
  • - с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
  • - с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

  • ? реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому;
  • ? распределительный характер этих отношений;
  • ? место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • ? зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • ? доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

  • - с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • - наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • - перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Республике Беларусь происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в Республике Беларусь развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РБ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.

При изучении сущности финансов первостепенное значение имеет правильное понимание фундаментальных теоретических проблем и категорий.

Исследованию проблем сущности финансов уделяли внимание такие ученые и экономисты как Дьяченко В.П., Александров А.М., Вознесенский Э.А. В период перехода России к рыночной экономике исследованиями теоретических проблем в области финансов занимаются такие ученые и экономисты как Родионова В.М., Дробозина Л.А., Романовский М.В.

Изучение и правильное понимание важнейших финансовых категорий затрудняется наличием в финансово-экономической литературе множества различных, иногда противоположных точек зрения по вопросам их необходимости, сущности, содержания и назначения.

В теории финансов одним из проблемных вопросов является вопрос о необходимости финансов вообще. Изучением финансов занимались очень мало и поверхностно. Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э.А. и Бирман А.М. считали, что «основным условием возникновения и функционирования финансов является государство» .

Большинство экономистов обуславливали объективную необходимость финансов наличием государства и товарно-денежных отношений без основательного обоснования этого положения применительно к категории финансы. «Вне государства финансы не существуют» .

Но это слишком упрощенный подход к такой категории как финансы. Профессор Родионова В.М. считает, что обусловленность части финансовых отношений фактором существования государства не дает основание для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. По ее мнению обязательным условием функционирования финансов, является наличие денег, а причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность .

Однако есть еще один фактор, без которого финансы не могут функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и их важную роль в выполнении государством своих функций.

Однако до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и границы их распространения.

Некоторые экономисты финансами считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени. денежный финансы стоимость выручка

Переход к рыночной экономике происходит в условиях функционирования многообразных объективных стоимостных категорий и денежных отношений, которые пронизывают все стороны жизни, денежные отношения опосредствуют куплю-продажу, оплату труда, сферу приложения свободных денежных средств, разнообразные отношения с зарубежными странами.

Здесь возникает вопрос - все ли денежные отношения являются финансами или существуют, какая-то граница их распространения?

Экономисты Александров А.М., Вознесенский Э.А. и другие исходили из того, что финансы и кредит, имея денежную форму и обеспечивая в общественном воспроизводстве распределительный процесс, представляют единую категорию «финансы в широком смысле слова». Академик Чантландзе понимал финансы еще в более расширенном смысле, включая в их состав банки, цены на товары, фондовые биржи, денежные рынки, золото, банкноты, векселя, ценные бумаги. А в узком смысле к финансам он относил лишь бюджетные средства .

Большинство же ученых-экономистов считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует считать:

  • ? денежный характер финансовых отношений;
  • ? распределительный характер финансовых отношений;
  • ? финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов принимающих вид финансовых ресурсов;
  • ? безэквивалентность отношений распределения (это отличает финансы от отношений купли-продажи);
  • ? безвозвратность и бесплатность (Это отличает финансы от кредита).

Опираясь на данные признаки можно увидеть, что финансы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса - на стадии распределения и перераспределении стоимости общественного продукта. Из этого следует, что расширительная трактовка сущности финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен - это разные стадии воспроизводственного процесса, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводства, к одной и той же категории - финансам. Ограничение места финансов распределительной и перераспределительной стадией воспроизводства вводит жесткие границы функционирования финансов, но это не означает, что финансы ограничивают свое действие на этой стадии воспроизводства. Финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса посредством косвенных факторов.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин «императивность» трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т.д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: