Налоговая система в рыночной экономике. Концепции и принципы налогообложения Принципы налогообложения в рыночной экономике

Для понимания категории налогов важно изучение концепций и принципов налогообложения .

Концепции налогообложения

В экономически развитых странах не прекращается дискуссия между двумя противоположными концепциями налогообложения и влияния каждой из них на экономический рост и социальную стабильность.

Суть первой концепции налогообложения состоит в обосновании необходимости облегчения налогового бремени на богатых и его увеличении на наемных работников. Девиз сторонников этой концепции: «Что выгодно капиталистической элите, то выгодно всему обществу». Уменьшение налогового бремени на богатых, по мнению сторонников этой концепции, стимулирует инвестиции и экономический рост, увеличивает занятость, улучшая тем самым положение бедных.

Сторонники другой концепции налогообложения доказывают, что интересам социально-экономического развития современного капиталистического общества наиболее всего отвечает прогрессивная шкала подоходного налога.

Именно она, по мнению этих экономистов, играет важнейшую роль в обеспечении разумного распределения доходов. Богатые должны больше вносить в государственный бюджет в прямой зависимости от доходов и накопленного богатства. Их налоговые поступления пойдут на финансирование отраслей социальной сферы, в развитии которых заинтересовано все общество.

То, что прогрессивное обложение подоходного налога в богатых странах не может быть однозначно признано как отрицательно влияющее на экономический рост, находит подтверждение в мировой практике.

Так, Дж. Гэлбрейт в одном из своих последних исследований пишет: «Ссылаясь на исторический опыт, можно напомнить, что темпы роста американской экономики, показатели занятости, а также положительное сальдо бюджета отдельных лет были наивысшими в период после окончания второй мировой войны, когда предельные ставки подоходного налога достигали рекордных уровней».

Вторая концепция налогообложения представляется более жизнеспособной. Благодаря ее более или менее последовательной реализации капитализм во всех промышленно развитых странах выстоял как социально-экономическая система.

Расходная часть бюджета также выступает существенным инструментом воздействия правительства на социально-экономическое развитие страны.

Все расходы госбюджета можно разделить на пять групп: военные; экономические; социальные; группы, связанные с внешнеполитической деятельностью; содержание аппарата управления.

Что касается военных расходов , то их отрицательное влияние на социально-экономическое развитие общества можно считать общепризнанным. Экономически развитым странам удается возместить часть военных расходов за счет экспорта вооружений. Отсюда так остра проблема раздела мирового рынка вооружений между странами-производителями военной техники.

Инвестиции на развитие экономики , структурную перестройку определяются уровнем развития страны, состоянием доходной части бюджета.

Социальные расходы — главная статья в расходной части госбюджета любой страны.

В отношении государства в денежно-кредитной и налоговой политике в западной макроэкономической теории сформировался функциональный подход.

Согласно концепции функциональных финансов , государство в своей деятельности руководствуется не заранее заданными критериями, не на основе какой бы то ни было традиционной доктрины, устанавливающей, что правильно, а что ошибочно, а лишь на основе последствий, которые эта деятельность вызывает в экономической системе.

Вместе с тем обобщение мировой практики государственной деятельности второй половины XX в. позволило выработать некоторые теоретические принципы и положения общего характера, следование которым помогает правительствам объективно оценить реальную ситуацию в стране и принять соответствующие решения в области денежно-кредитной и финансовой политики.

Практически важно для каждой страны иметь научно обоснованную политику налогообложения и хорошо отработанный механизм ее реализации.

Принципы налогообложения

Основными принципами налогообложения в рыночной модели хозяйствования признаны:

а) способность налоговой политики и механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;

б) понимание того факта, что излишнее изъятие налогов дает временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это влечет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов.


Наиболее важными для раскрытия потенциала системы налогообложения характеристиками, являются принципы налогообложения.

Эти характеристики являются своего рода методологической основой систематического подхода к организации налоговой системы (практическая сторона применения его теоретических основ). Принципы построения налоговой системы непосредственно отображают изменение мотиваций сторон, а также основных характеристик налоговых отношений.

Исторический спор о приоритетах построения налоговых систем был открыт за долго до того, как Смит сформулировал классические принципы налогообложения ставшие своего рода аксиомами «…и француз О. Мирабо (1761), и немец Ф. Юсти (1766), и итальянец П. Верри (1771) требовали равномерности обложения, точного определения налога, меньших расходов взимания … Заслуга Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их…»

Смит выделил четыре основных принципа налогообложения:

1. Подданные всякого государства обязаны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства;

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть четко определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны,как самому плательщику, так и всякому другому

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства

дальнейшее развитие налогообложения требовало более точного экономического обоснования принципов построения налоговой системы.

Наиболее характерной чертой этих изменений является смещение приоритетов в понимании справедливости налогообложения от «технических» аспектов последней (2,3,4 аксиомы Смита) к ее социальной природе. Наибольшее развитие отмеченная тенденция получила у А. Вагнера, который сформулировал девять принципов налогообложения разбив их на четыре группы.

1. Финансово-политические принципы: достаточность и подвижность;

2. Народно-хозяйственные принципы: выбор надлежащего источника обложения, и отдельных видов налогов;

3. Принципы справедливости: всеобщность и равномерность;

4. Принципы податного управления: определенность налога, удобство и дешевизна взимания .

Вагнер основывал свои принципы на теории коллективных потребностей и расширил понимание справедливости налогообложения в сторону признания обоюдной ответственности государства и плательщика.

Несмотря на то что принцип справедливости носит этический характер именно он, в своем развитии способен осветить изменения в концепции построения налоговых систем

Если в 19 веке справедливость определялась как всеобщность налогообложения, то на современном этапе принцип справедливости исходит и из проблем приоритетности прогрессивного или пропорционального налогообложения в структуре групп налогоплательщиков.

Таким образом, принцип справедливости был дополнен помимо всеобщности еще и равномерностью распределения налогового бремени в вертикальном и горизонтальном аспекте. Рассмотрев подход к равномерности распределения налогового бремени с точки зрения рассмотренных в пункте 1.1. теорий налогообложения, можно сделать следующие выводы:

1. Теории обмена приравнивающие налогообложение к плате общества государству за защиту обосновала регрессивность налогообложения: ведь на защиту бедняков государство тратит больше средств (М. Сюлли). Этот подход в виде теории интереса оставался основным до 18 века;

2. Теория страхования рассматривала пропорциональность налогообложения основанную на имущественном цензе и поэтому не являлась всеобщей для понимания налога как финансового рычага государственной политики;

3. Идея равномерности налогообложения (все платят одинаковый налог), не учитывала огромного имущественного расслоения в обществе.

Однако, именно эта теория, как будет показано далее, в структуре Российской податной системы (через подушную подать) была основной до 1907 года.Понимание налогооблагаемой базы, как чистого дохода на практике позволило уравнять справедливость и платежеспособность, что выразилось в повсеместной победе прогрессивного подоходного обложения. Необходимой частью подоходного обложения явилось обоснование минимума свободного от налогообложения и распределение плательщиков по классам дохода (В Пруссии в 1821 году существовало 4 класса плательщиков по 12 ступеней ставок внутри них). К концу 20 века во всех странах использовалась система прогрессивного подоходного обложения (в среднем в промышленно развитых странах доходы от этого вида налоговых поступлений составляют от 25 до 50%). Основными проблемами теории налогообложения на современном этапе необходимо признать осуществление принципа справедливой равномерности фискальных выплат. Подобный подход отражается и в современной формулировке принципов налогообложения, которые выражают справедливость через полное ее смещение в область налоговой политики, как инструмента выражения и обеспечения взаимодействие различных мотиваций государства и плательщиков.

Таким образом, мы считаем, что основными принципами налогообложения в рыночной модели хозяйствования следует признать:

· способность механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;

· понимание того факта, что излишнее изъятие налогов дает временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это влечет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов;

Данная трактовка игнорируя фискальную функцию налогообложения и признавая приоритет регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы, полностью отражает, по нашему мнению, тенденции дальнейшего развития современных концепций налогообложения Исходя из группировки принципов Вагнера можно сказать, что так сегодня понимается социально-экономическая природа налогообложения.

Принципы налогообложения отображающие основные мотивации государства, как субъекта налоговых отношений позволяют говорить о приоритетности понятия справедливости и его понимания на разных уровнях системного взаимодействия. характер такой налоговой справедливости определялся в разное время через взаимодействие мотиваций сторон на философском, функциональном и институциональном уровнях соответственно.

На рисунке 1.5. показана общая структура такого взаимодействия, которое способно и должно формировать не только эффективные принципы и структуру построения налоговой системы, но в более широкой интерпретации, рассматривая налог как продукт эволюционного развития общественных институтов, формирует концепцию налогообложения. Причем последняя является, как уже отмечалось, продуктом, как функциональной, институциональной так и философской природы налогообложения.


Рис. 1.5. Мотивации формирования концепции налогообложения.

Безусловно, активная роль в этом процессе принадлежит государству, однако, рассматривая фискальную функцию налогообложения невозможно недооценивать доверие плательщика к государству, что в свою очередь позволяет государству развивать регулирующую и стимулирующую составляющие функциональной природы налогообложения.

Таким образом, термин «налоговая система» не является достаточно полным для осмысления социальной природы налога, этот термин отражает в большей мере функциональный и институциональный уровень концепции налогообложения, которая включает в себя также и философский уровень налоговых отношений, отражающий в себе философскую и социальную природу налога – как общественного института. Философский же уровень концепции налогообложения выражается через взаимодействие встречных мотиваций основных агентов налоговых отношений – государства и плательщика, а также через понимание справедливости налогообложения, как основного критерия эффективности налоговой системы, через ее достаточность и приемлемость в рамках сложившейся структуры этических норм и общественных институтов. Вся сложность налоговых отношений, обусловливающих необходимость комплексного подхода к их исследованию, представлена на рисунке 1.4. Графически структуру комплексного подхода к изучению налоговых отношений в ее предметном аспекте можно представить следующим образом.

Философскую природу справедливости налогообложения, в рамках формирования общественных институтов, мы уже проанализировали. Однако, сегодняшнее понимание этого предмета неполно без анализа проблем функционального и институционального уровней концепции налогообложения.

Основой современного подхода к справедливости налогообложения является решение следующих основных проблем:

· избежание переложения налогового бремени с субъекта налогообложения на его носителя;

· определение оптимальной тяжести налогового бремени;

В финансовой литературе выделены следующие случаи переложения:

1. Уклонение от налога (легальное или нелегальное);

2. Погашение налогом (амортизация), т.е. уменьшение ценности базы обложения вызванное налогом:

· поглощение налога (т.е. налог «поглощается» уменьшением ценности предмета);

· капитализация налога (через снижение ставок налога, цена предмета обложения увеличивается).

3. Плательщик налога и субъекты налогообложения не одно и тоже лицо.

На современном этапе проблема переложения рассматривается в плоскости соотношения прямого и косвенного обложения, а акцизы являются одной из основных форм осуществления последнего. Необходимо отметить также, что в условиях рынка свободной конкуренции и эластичного спроса процесс переложения наиболее развиты. основой современной теории налогов является объяснение и интерпретации кривой Лаффера графически выражающей идею оптимальной (максимально возможной) общей налоговой ставки в системе эффективного налогообложения. Классическая интерпретация понимает эффективность как налоговые поступления в бюджет государства и имеет на наш взгляд следующие особенности:

1. Это догма... согласно некоторым представлениям кривая Лаффера это лишь логическое представление о том, что налоговые доходы государств будут максимальны при некоторых уровнях ставок налога от 0 до 100% [ 3, с 358];

2. Не учитывает объем производства, следовательно и объективную реакцию производителя на фискальную политику;

3. Имеет макроэкономическую направленность и строго говоря приемлема не к отдельным видам налогов, к некоему усредненному совокупному налогу (flattax) ;

4. Основывается на пропорциональном стиле налогообложения и не учитывает прогрессивного или регрессивного принципа изъятия части дохода в пользу государства;

5. Не учитывает фактор инфляции и базируется на нормальном поступлении налогов.


На рисунке 1.7. показана, именно, одна из классических интерпретаций поиска оптимальных границ налогового бремени (точки Лаффера), для обеспечения эффективного пополнения доходной части бюджета, с учетом влияния уровня налогообложения на объем производства.

Рис. 1.7. Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения

Y - налоговая база (рыночный поток продукции, облагаемая налогом часть национального производства).

В - доходы бюджета

Т- налоговая ставка (Т * оптимальная)

На рисунке можно видеть, что в сфере запретительной шкалы доходы бюджета падают не только за счет уклонения от налогообложения, но и в более широкой интерпретации через снижение объемов национального производства, что является теоретическим обоснованием стимулирующей функции налогов в сфере производственных отношений.

Чистую классическую зависимость Лаффера можно представить в виде формулы 1.2.1.

B=Y х T - L(T) (1.2.1.)

Y - исходная налоговая база

L(T) - функциональная зависимость потерь бюджета от налоговой ставки.

Проблема поиска оптимальных размеров налоговых изъятий необходимо рассматривать с позиций инфляционного эффекта налогообложения. В экономической теории эта проблема получила название «эффект Оливера - Танци». Суть его состоит в том, что государственные расходы осуществляются по текущим ценам в то время, как сами эти расходы финансируются за счет налоговых доходов, полученных на основе цен предыдущего периода. Исходя из постулата о налоговом финансировании государственных функций, а также невозможности оптимального и долгосрочного прогнозирования инфляционного эффекта, можно сделать вывод о нереальности полного фискального финансирования бюджетных расходов.

При синтезе данного тезиса с рассмотренными выше тенденциями снижения налоговых поступлений, по мнению автора, после некоего порога доходности возникает закономерное противоречие избежать которого можно лишь при ограничении доли налоговых поступлений в совокупных доходах бюджета. 100% фискальное финансирование бюджета теоретически возможно при экономике полной занятости ресурсов, когда потенциал экономики может иметь лишь отрицательную тенденцию, а безработица приобретает естественный уровень, именно в подобном теоретическом климате, когда инфляционный рост уже неизбежен, проблемы государственного регулирования по видимому приведут к новой ситуации договорного ограничения потребностей. Налоговые доходы примут естественно максимальный уровень, как плата за поддержание нового порядка и поиска расширения сферы производственных возможностей.

Оптимальная эффективная налоговая ставка (Т*) в условиях расширенного воспроизводства теоретически должна быть равна 35 - 40%,

Т* = F / ВНД х 100% , где

F - общая сумма налогов и платежей

Снижение налогового бремени возможно обеспечивать и путем оптимизации доли налоговых поступлений в доходах государства, что было отмечено выше. В заключении необходимо отметить, что в последнее время большое распространение получила новая интерпретация идеи пропорционального налогообложения, так называемая теория единого налога, именно с позиций этой теории возможно расширение проблем оптимизации налогового бремени и поиска точки Лаффера. Однако осуществление подобной системы на современном этапе невозможно, поскольку имущественное расслоение и сложность соотнесения полезности той или иной части финансовых ресурсов по группам налогоплательщиков и даже индивидуально не позволяют поддержать принцип справедливости налогообложения. Сложность исчисления и изъятия единого налога не позволяет ему быть на современном этапе достаточно эффективным. В связи с этим особое значение приобретает налоговое администрирование – как инструмент повышение фискальной эффективности системы, путем снижения издержек сбора налогов, унификации и контроля за соблюдением формальных правил агентами налоговых отношений, и недопущения незаконного уклонения от налогов.

Практической стороной осуществления теоретических постулатов экономической науки является налоговая система – которая трактуется автором, как совокупность элементов, инструментов и методов изъятия части дохода или продукта налогоплательщика в пользу государства.

Теоретической основой выбора направлений развития налоговой системы являются принципы ее построения, которые чаще всего закреплены законодательно. Рассматривая государство, как субъект экономических отношений на современном этапе можно выделить кроме социально экономической группы принципов, отмеченных нами выше, и группу юридических принципов налогообложения существующих помимо и во вне экономической природы налогообложения и определяющих детерминированный характер взаимоотношений субъектов налоговых отношений в рамках существующего юридического поля.

К этой группе на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие принципы:

1. Принцип единства налоговой системы (Конституция РФ ст. 114);

2. Принцип подвижности, который сформулирован в 19 веке немецкий экономист А. Вагнер, отмечавший приоритет общественных интересов налогообложения по сравнению с частными;

Здесь имеется ввидувнутреннее развитие налоговой системы, а не ее коренное реформирование, что характерно и для устоявшихся систем (в 1992г. в законодательстве Германии по подоходному налогу было сделано 125 поправок).

3. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов (основа принципа бюджетного федерализма).

Концептуальные основы налогообложения, рассмотренные в данной главе проистекают из анализа практики налогообложения, имеющей многовековые корни. Таким образом, концепция налогообложения – продукт длительного взаимодействия и осмысления нескольких групп критериев, которые выявляются в процессе взаимодействия мотиваций основных агентов налоговой системы:

Безусловно национальные особенности формирования хозяйственных систем и их элементов (экономический менталитет) наложили свой отпечаток на интерпретацию теоретических основ построения налоговой системы России, т.е. построении концепции налогообложения в его национальном понимании.

Сегодня в условиях коренной смены принципов налогообложения необходимой для стимулирования рыночных институтов при поддержании эффективной системы государственного регулирования национального рынка, следует уделить особое внимание параллелям экономического развития России с точки зрения теоретических основ налоговой системы. Подобный анализ тем более ценен, что позволит выявить тенденции и закономерности формирования национальной концепции налогообложения, характер которой сохраняет свое влияние на структуру эффективного взаимодействия основных участников налоговых отношений и по сей день. А прецеденты использования тех или иных методов налогообложения позволяют выявить наиболее эффективные и приемлемые направления формирования налоговой системы, с учетом особенностей экономического развития России.

Обязательные сборы с физических и юридических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, подразделяются на части. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.

    Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

    Налог, который обязан уплачивать определённый субъект налога, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

    Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.

    Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Налоги могут взиматься следующими способами:

    кадастровый - (от слова кадастр- таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

    на основе декларации. Декларация- документ, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

    у источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным, на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существует два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчёт налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведённой сделки, финансовой операции и т. п. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъектуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки – и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за приделы экономической целесообразности).

Частые изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частые изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налогах на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав налоговой системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

2. Система налогообложения Украины. .

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Исторически сформировались две моделей рыночной экономики:

Либеральная модель - незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы; узкий государственный сектор экономики; широкая свобода хозяйствующих субъектов; минимальное участие государства в решении социальных задач; опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами; патернализм государства направлен лишь на бедные слои населения. Такая модель сложилась в США, Англии, Франции;

Социально ориентированная модель - большая степень государственного регулирования; значительный госсектор; высокая степень регламентации рынка не только на макро- но и на микроуровне; государственный патернализм направлен почти на все слои населения. Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии. В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений. При том, что в России развиваются либерально-рыночные тенденции, это пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в стране в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая в себе элементы двух указанных моделей. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40 - 45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей (иногда сюда включаются и платежи во внебюджетные фонды) к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликеро-водочных изделий, он достигает 50%, т.к. в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные предприятия, имеющие много налоговых льгот, несут налоговое бремя, не достигающее и 10% .

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера (рис. 1 приложений). Американский экономист Артур Лаффер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дмакс), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне - национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100-процентный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Если экономика находится в точке А, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся .

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет. Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 2 приложений). При увеличении налоговых ставок в начале кривой побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают. Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в тень. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Распределение ВВП предусматривает 2 стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: трудящиеся платят подоходный налог в бюджет и производят отчисления в пенсионный фонд, предприятия платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи, сборы.

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно визироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения. Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:

Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим .

В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 3 приложений). Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т.д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О-Е-А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О-В-А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства вообще не получают никакого дохода .

Применительно к анализу налогообложения, используя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых доходов более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов. Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков;

Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям;

Принцип удобности - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;

Принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание .

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) в конце прошлого века концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. То есть финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков. А. Вагнер предлагал 9 основных правил, объединенных в четыре группы:

I. Финансовые принципы организации налогообложения:

1) достаточность налогообложения;

2) эластичность (подвижность) налогообложения.

II. Народнохозяйственные принципы:

3) надлежащий выбор источника налогообложения, т.е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

III. Этические принципы (принципы справедливости)

5) всеобщность налогообложения;

6) равномерность налогообложения.

IV. Административно-технические правила (принципы налогового управления):

7) определенность налогообложения;

8) удобство уплаты налога;

9) максимальное уменьшение издержек взимания.

Номинальный ВВП в ценахтекущего года.Реальный ВВП исчисляется в ценахбазисного года.Потенциальный ВВП - объем ВВП, возможный при полном использовании имеющихся ресурсов.Дефлятор - отношениеноминального ВВП креальному ВВП, т.е. он характеризует изменение общего уровня цен.

Номинальный ВВП

Реальный ВВП

В текущих ценах данного года

В ценах базового года

Отражает изменения

Физический объем ВВП и уровень цен

Только физический объем ВВП

Пример: При расчёте цен 13%

106.2 (106.2+13%=120)

Производство внутри страны

Производство отечественного производителя за рубежом

Производство иностранных предприятий

Производство отечественного предприятия

ВНП = П 2 + П 3

ВВП = ВНП +сальдо первичных доходов из-за границы

ВВП = ВНП ‒ П 3 + П 1

Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

На величину номинального ВВП оказывают влияние 2 показателя:

    Динамика реального объёма производства

    Динамика общего уровня цен.

ВНП р =ВНП н: ИПЦ (индекс цен)

Если величина индекса цен < 1, то происходит корректировка ВНП н в сторону увеличения, которое называется инфлированием.

Если ИПЦ> 1, то происходит дефлирование, т.е. корректировка ВНП н в сторону снижения. ИПЦ рассчитывается по типу Ласпейраса, или индекса цен с базисными весами.P L =

Индекс цен- это неявный дефлятор ВВП, рассчитываемый по типу Поаше- индекс, где в качестве весов используется набор благ текущего периода. P p =

Если вместо Qподставить весь набор благ, предназначенных в ВВП, а вместо Р их цены, то получится дефлятор ВВП. Дефлятор ВВП=

Индекс Фишера.

Отчасти устраняет недостатки индексов Лайспераса и Поаше, т.е. усредняет их значения.

Основные принципы налогообложения в рыночной модели хозяйствования. Понятие «эластичность налоговой системы». Определение оптимальной нормы налоговой ставки. Кривая Лаффера и её интерпретация.

Принципы налогообложения.

    Принцип справедливости , нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и в зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки;

    Принцип определённости , простоты и доступности, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания налогов были заранее известны плательщикам;

    Принцип однократности налогообложения, предлагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровне;

    Принцип гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства;

    Принцип стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

    Принцип обязательности уплаты налогов.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечить развитие производства. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов.

Математически точно определить величину оптимальной ставки налога сложно, но есть 3 признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

А) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;

Б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются инвестиции, ухудшается положение населения;

В) если растёт «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии налогов на экономику.

Исследуя связь между величиной налоговой ставки и поступлением налогов в бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что повышение налогов может привести к снижению поступлений в бюджет. Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулом воздействия на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счёте увеличивается (выпускается больше продукции, доходы людей растут, растут налоги). Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Р. Рейгана.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: