Основные направления внешнеэкономической деятельности в страховании. Московский государственный университет печати

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование механизма страхования внешнеэкономической деятельности предприятий и его роли и значения в мировой практике. Перспективы развития страхового рынка. Проблемы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности со страховыми компаниями.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Экономическая сущность страхования во внешнеэкономической деятельности предприятий. Основные виды договоров страхования. Условия карго–страхования во внешнеэкономической деятельности. Анализ развития страхования в России, взаимодействие участников.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Основные положения и правовое регулирование договора страхования внешнеэкономической деятельности. Определение, виды и состав экспортных рисков. Классификация условий ИНКОТЕРМС 2000 по обязанностям продавца, используемым видам транспорта и страхованию.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Понятие и особенности рынка страхования. Теоретический аспект его структуры и элементов. Характеристика страхования как экономической категории. Структура страхового рынка. Анализ состояния российского рынка. Проблемы страхования в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2014

    Характеристика страхового рынка. Экономическая сущность страхования. Способы образования и формы организации страхового фонда. Заключение договора страхования. Этапы и перспективы развития страхования в России. Исследования российского страхового рынка.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2010

    Объективная потребность страхования деятельности предприятия на внешнем рынке. Классификация рисков в международной торговле и проблема управления ими. Методы снижения убытков. Транспортировка товаров и грузов, практика их страхования. Понятие инкотермс.

    презентация , добавлен 22.01.2015

    Виды, особенности страхования ответственности. Характеристика видов страхования ответственности: внедоговорная и договорная. Порядок заключения договора страхования ответственности. Исполнение сторонами договора страхования, выплата страхового возмещения.

    НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

    (г. Архангельск)

    Ивановский филиал

    Экономический факультет

    Кафедра экономических дисциплин

    Контрольная работа

    по дисциплине «Страхование»

    «Страхование внешнеэкономической деятельности»

    Выполнила: студентка группы 41фв2

    Крылова Т. Е.

    Проверила: Бутина О.П.

    Иваново 2009г.

    Введение

    1. Основные виды и сферы международного страхования

    1.1 Транспортное страхование

    1.2 Страхование финансово-кредитной сферы

    2. Страхование внешнеэкономической деятельности в России

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

    Введение

    Динамическое развитие экономики невозможно без активной внешнеэкономической деятельности государства и самих предприятий. От того, насколько успешно государство и его субъекты хозяйствования будут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность, будет зависеть их дальнейшее эффективное развитие, расширение рынков сбыта, получение новых технологий и прибыли, обмен опытом, интеграция в международную систему производства.

    Страхование во внешнеэкономической деятельности является одним из основных элементов внешней торговли и в условиях товарного производства становится наиболее удобным инструментом для быстрого возмещения ущерба и потерь в процессе производства, транспортировки и использования продукции.

    Цель данной контрольной работы – изучить основные виды и сферы страхования внешнеэкономической деятельности.

    Задачи − рассмотреть условия страхования различных видов внешнеэкономической деятельности: объекты и субъекты страхования, размер страховой суммы, страховые риски, принципы исчисления страховой премии, сроки страхования, страховые возмещения и т.д.

    1. Основные виды и сферы международного страхования

    Страхование внешнеэкономических рисков − комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту интересов отечественных и зарубежных участников тех или иных форм международного сотрудничества. Включает:

    Страхование экспортно-импортных грузов и перевозящих их средств транспорта: судов, самолетов, автотранспорта и т.д.;

    Страхование экспортных кредитов и инвестиций;

    1.1 Транспортное страхование

    Является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.

    Авиационное страхование − страхование воздушных судов, перевозимых ими грузов, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам и экипажу, а также службам наземного обеспечения полетов (аэропортов); страхование потери прибыли авиаперевозчика из-за невозможности эксплуатировать воздушное судно вследствие аварии, страхование авиационных специалистов от потери лицензии, страхование космической техники и др. Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Могут быть застрахованы специальное оборудование, запчасти и т.д., установленные или перевозимые на борту в целях обеспечения безопасности полетов. При установлении ставок премии по авиационному страхованию применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска. При страховании воздушных судов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями тарифной ставки служат данные по составу (количеству и моделям) самолетов, их действительная стоимость (на момент заключения договора), число пассажирских (грузовых) мест в каждом самолете, квалификация летно-подъемного состава, годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров и тонно-километров, количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы. Оценку риска авиационного страхования преимущественно производят сюрвейеры (инспекторы или агенты страховщика, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование). При этом используются показатели безопасности полетов, принятые ИКАО (Международной организацией гражданской авиации). Одновременно сопоставляются фактические данные, с установленными нормами летной годности. Оценивается вероятность возникновения критической ситуации в полете, приходящейся на 1 час полета. Страхование воздушных судов гражданской авиации предусматривает возмещение ущерба в результате гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета (летное происшествие), патрулирования, нахождения на земле или на воде. Возмещению также подлежат все необходимые и целесообразные расходы страхователя по спасению, охране и транспортировке застрахованного имущества до ближайшего места ремонта. Договор заключается на основании письменного заявления страховщику (содержащего все известные страхователю существенные обстоятельства, имеющие отношение к объекту страхования) и произведенной оценки риска. Ответственность за страхование воздушных судов от гибели и повреждения лимитируется их стоимостью и, как правило, не распространяется на убытки, вызванные военными действиями, ядерным взрывом или его последствиями, мятежом, забастовками, конфискацией или арестом имущества, саботажем или захватом воздушного судна. Специфика авиационного страхования определяется потребностью комбинированного страхового покрытия рисков гибели и повреждения средств авиационной техники, ответственности перед пассажирами и ответственности перед третьими лицами, т.е. рисков, которые могут вызвать катастрофические убытки и соответственно необходимость концентрации финансовых ресурсов для выплаты страхового возмещения убытков катастрофического характера.

    В нашей стране авиационное страхование осуществляет Ингосстрах, Авиокос и другие организации. В целях координации деятельности по авиационному страхованию создан Международный союз авиационного страхования.

    Морское страхование

    Страхование каско судов − вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке. Страхователем является собственник судна − судовладелец, который может быть как физическим так и юридическим лицом. В сохранении судна может быть также заинтересован банк, у которого судовладелец берет кредит, так как если судно не работает, владелец не выплатит долг. Возникает имущественный интерес, и по условиям большинства кредитных соглашений банк требует застраховать судно.

    Страхование осуществляется, как правило, на годовой основе, вместе с тем по согласованию с владельцем возможно застраховать судно на более короткий срок или на отдельный рейс. Страховая сумма не может превышать тех убытков, которые угрожают имуществу страхователя. А эти убытки лимитируются размером денежной оценки страхового интереса, т.е. страховой стоимостью (стоимостью постройки судна по ценам, действовавшим к моменту начала страхования, с учетом износа.). Страховое обеспечение по страхованию судов устанавливается, как правило, по системе 1-го риска. Данная система страхового обеспечения сводится к тому, что страховое возмещение равно убытку, но не превышает страховую сумму, т.е. первый убыток полностью возмещается в пределах страховой суммы.

    Ставки страховой премии зависят от: возраста судна; типа судна; района плавания; объема страхового покрытия; франшизы и варьируются от 0,2% до 3% от страховой суммы по договору. Правилами страхования по согласованию сторон может быть предусмотрен возврат согласованной части премии за время отстоя судна в безопасном порту на срок свыше 30 дней.

    Страхование ответственности судовладельцев предусматривает создание системы страховой защиты судовладельцев, фрахтователей судов на случай возникновения их обязательств по возмещению ущерба (вреда), причиненного третьим лицам.

    Страхование железнодорожного транспорта

    Средства железнодорожного транспорта принимаются на страхование в целом, включая корпус, внутренние помещения, механизмы, дизельгенераторы, др. Возмещаются убытки понесенные в случае повреждения или гибели средства транспорта в результате пожара, кражи со взломом, стихийных бедствий, крушения, аварии, столкновения или схода с железнодорожного полотна. К страховым случаям относятся крушения, аварии, повреждения подвижного состава, приведшие к неплановому ремонту или исключению из инвентаря вследствие столкновения, схода с рельсов, пожара, природных катаклизмов, нарушения технологии погрузочно-разгрузочных работ, противоправных действий третьих лиц, утеря подвижного состава (длительное безвестное его отсутствие в течение 40 суток). Размер страховой выплаты определяется Страховщиком на основании документов, подтверждающих страховой случай и размер ущерба.

    Страховая выплата осуществляется: 1)при повреждении подвижного состава − в размере восстановительной стоимости, которая включает в себя расходы на ремонт и доставку поврежденного подвижного состава к месту ремонта, но не свыше страховой суммы; 2)при уничтожении (исключении из инвентаря) подвижного состава - в размере страховой суммы за вычетом остаточной стоимости подвижного состава.

    Страхование автотранспорта как имущества – обеспечивает страховое покрытие по автотранспортному средству и дополнительному оборудованию при их полной фактической гибели, т. е. полной утрате главной функции изделия, или повреждении, т. е. частичной утрате главной функции и (или) основных, второстепенных и побочных функций изделия. Объектом страхования по договору являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением транспортным средством, вследствие повреждения, уничтожения или угона транспортного средства.

    Договоры страхования ответственности автоперевозчиков распространяют свое действие прежде всего на требования лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке груза. Также страховая защита может быть предоставлена от убытков, связанных с нанесением вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при выгрузке, падении, взрыве груза, его утечке и т.д. При международных перевозках условия наступления и объем ответственности перевозчика регулируются прежде всего положениями Конвенции «О договоре международной перевозки грузов по дорогам». Автоперевозчик несет ответственность за утерю или повреждение груза во время перевозки, а также за опоздание в доставке груза. Сумма, подлежащая возмещению перевозчиком определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Также подлежат возмещению расходы, связанные с перевозкой груза. Сумма уплаты за просрочку доставки груза не может превышать платы за перевозку. Данный вид страхования чаще всего проводится в добровольном порядке. Договоры страхования заключаются как правило всего на один год и обеспечивают страховую защиту при всех перевозках грузов за это время. Страховые риски: повреждение и утеря груза, просрочка доставки, нарушения таможенного законодательства, причинение вреда третьим лицам. При наступлении страхового случая оплату претензий пострадавшего производит сем перевозчик, а затем страховая организация возмещает ему расходы на основании предоставленных им документов.

    Страхование грузов (карго-страхование) – подотрасль транспортного страхования. Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. В рамки страхового интереса включается не только груз, но и плата за перевозку и ожидаемая прибыль. В практике страхования существует два принципа формирования страхового покрытия в договоре страхования, т. е. набора страхуемых рисков. Первый принцип построен на методе исключений, т. е. в договоре написано, что груз страхуется от всех рисков за исключением некоторых перечисленных. Второй принцип построен по методу включения, т.е. в договоре перечислены все страхуемые риски. Одним из общих условий страхования является франшиза, ограничивающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка. Она позволяет исключить из ответственности страховщика некоторые виды убытков, которые практически неизбежны при транспортировке определенных грузов (убытки, связанные с боем и ломом грузов, особо подверженным таким повреждениям, с разливом, россыпью товаров, перевозимых в неупакованном виде) и избавляет страховщика от рассмотрения мелких убытков. По договорам страхования возмещаются убытки, обусловленные случайностями и опасностями перевозки. Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий.

    1. С ответственностью за все риски. По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

    а) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине; б) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

    2. Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

    а) убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствия ми, крушением или столкновением перевозочных средств между собой или ударом их о неподвижные или плавучие предметы, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или для тушения пожара;

    б) убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;

    в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

    1.2 Страхование финансово-кредитной сферы

    Страхование экспортных кредитов

    Целью страхования экспортных операций является:

    При страховании экспортных кредитов - защита финансовых учреждений от возможных потерь в связи с финансированием экспортных кредитов;

    При страховании экспортных контрактов - защита отечественных предприятий от потерь при выполнении экспортного контракта или перед отправкой товаров, или перед предоставлением услуг, или же после отправления (риск кредитных обязательств).

    Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам и/или авансовые платежи импортера. Страхователями являются фирмы или банки страны-экспортера, связанные с предоставлением кредита иностранному покупателю. Возможны два варианта страхования экспортера: на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя и страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.

    Страховая компания, получив от страхователя премию (страховой взнос), законным образом осуществляет комплекс мер по изучению, оценке и управлению застрахованным риском, а в случае несостоятельности контрагента-импортёра или задержки платежа после определенного периода возмещает страхователю в установленном договором порядке неуплаченные денежные суммы по счетам к получению за поставленные в кредит товары и оказанные услуги.

    При страховании риска неплатежа предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме (устанавливается обычно на уровне 5-20%). Франшиза не может быть застрахована отдельно или у другого страховщика. Страхователь обязан также предоставлять страховщику всю информацию и документы, которые необходимы страховщику для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка.

    Страхование экспортных кредитов предполагает зачастую долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера. Это предполагает выдачу страховой компанией генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. Выгоды страхования экспортных кредитов для российского экспортера состоят в следующем:

    Помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнёров при выходе на новые рынки;

    Постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;

    Возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;

    Возможность повышения конкурентоспособности за счет применения более гибких форм оплаты (рассрочка платежа);

    Возможность экспортировать непосредственно конечным потребителям, минуя надежных оптовиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.

    Различают страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков. Размеры страховых выплат по первому страхованию нередко превышают поступления страховых премий, что делает его убыточным. Поэтому оно осуществляется специализированными учреждениями и обществами, принадлежащему государству; убытки покрываются за счет средств государственного бюджета. С повышением политической нестабильности в стране, в отношении которой предоставляется страховое обеспечение, размеры страховых сумм снижаются, а страховых тарифов − увеличиваются. К коммерческим рискам относятся окончательная неплатежеспособность частного покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного срока, отказ от оплаты после отгрузки ему товаров и т.п. Страхование таких рисков осуществляется обычно за счет страховщика без привлечения ресурсов государственного бюджета. Условия страхования предусматривают, что иностранный покупатель должен оплатить не менее 15-20% стоимости контракта, а на остальную его сумму предоставляется подлежащий страхованию кредит. Размеры страховых премий зависят от объема застрахованной операции, страховых рисков, страны импортера, типа покупателя, срока страхования.

    Страхование инвестиций от политических рисков осуществляется для страховой защиты отечественных инвесторов от потерь при реализации инвестиционных проектов за границей.

    Страховщиками здесь являются чаще всего государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. Ведущую роль в таком страховании играют агентства, являющиеся дочерними страховыми организациями правительств соответствующих государств. Среди ведущих мировых агентств следует назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (США), «Гермес» (Германия), Департамент экспорта, импорта и торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии, «Кофас» (Франция), МИГА (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций). В России в области страхования инвестиций действует Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) (см. приложение).

    После выплаты страхового возмещения к страховщику переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая. Договоры страхования заключаются, как правило, на срок от 12 до 20 лет. Размер страховой суммы обычно составляет от 50 млн до 150 млн долл., но не более 90% общей величины застрахованных инвестиций. Тарифные ставки находятся в диапазоне от 0,3 до 3% от страховой суммы.

    2. Страхование внешнеэкономической деятельности в России

    Поскольку государство не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации.

    Лидером в сфере коммерческого страхования внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».

    «Ингосстрах» предоставляет услуги по страхованию экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков, таких, как «СКОР», «Юнистрат Ассь-юранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.

    Коммерческие риски, принимаемые «Ингосстрах» на страхование экспортных кредитов, включают:

    Несостоятельность и банкротство;

    Длительную просрочку либо отказ от платежа;

    Невозврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);

    Длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.

    Из политических рисков на страхование «Ингосстрах» принимается следующие:

    Действия государственных органов страны-покупателя или обстоятельства, влекущие неисполнение обязательств покупателем;

    Военные действия, гражданские волнения и беспорядки;

    Неконвертируемость валюты страны-покупателя;

    Неправомерный отзыв гарантии по контракту, невозобновление или отзыв лицензии у покупателя;

    Эмбарго, невозможность или задержки в валютных расчетах, мораторий на платежи;

    Лишение права собственности (конфискация, национализация) и др.

    Основными особенностями страхового полиса является:

    Страховое покрытие составляет 80-95% в зависимости от вида риска;

    Дополнительное обеспечение при организации послеотгрузочного финансирования;

    Пропорциональное возмещение расходов при взыскании долгов.

    В последние годы на российском страховом рынке появились и другие страховщики, предлагающие страхование в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе страховые компании «Итерма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.

    Страховая компания «Итерма» предлагает страхование рисков, связанных с использованием экспортного кредита, а именно:

    Невозврат (непогашение) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубежным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

    Неполный (частичный) возврат (непогашение) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за изменения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна.

    Договор страхования может быть заключен по совокупности названных рисков или любой их комбинации.

    Естественно, что коммерческие страховые организации интересуют наиболее привлекательные виды рисков в сфере страхования внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные» долгосрочные и политические риски, риски, вероятность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, т.е. заведомо неприбыльные.

    Логично, что страхование перечисленных выше рисков − обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Под поддержкой внешнеторговой деятельности за рубежом понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приоритеты российского рынка, вследствие чего первым широкое распространение получило страхование авансовых платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. «Ингосстрах».

    Заключение

    Целью данной работы было изучение основных видов и сфер страхования внешнеэкономической деятельности.

    Страхование внешнеэкономической деятельности можно разделить на две части: транспортное страхование (авиа, железнодорожного транспорта, автоперевозок, морского транспорта) и страхование финансово-кредитной сферы. Транспортное страхованиеявляется имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности. В первой части данной работы рассмотрены основные условия страхования таких видов транспорта, задействованного во внешнеэкономических операциях, как авиационного, железнодорожного, автомобильного, морского. В ходе изложения особенностей страхования каждого из вышеназванных видов транспорта приводятся такие категории страхования как объекты и субъекты страхования, размер страховой суммы, страховые риски, принципы исчисления страховой премии, сроки страхования, страховые возмещения и т.д. Также отдельно рассмотрено страхование грузов (карго-страхование). Далее рассматривается страхование инвестиций от политических рисков и страхование экспортных кредитов. Здесь указываются цели, условия и порядок осуществления страхования инвестиций, страхования экспортных кредитов от политических и экономических рисков, размеры страховых выплат, страховых премий, субъектов и объектов страховых отношений.

    Заключительная часть работы посвящена услугам российских страховых компаний («Ингосстрах» и «Итерма») по страхованию внешнеэкономических рисков.

    Итак, страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Специфика форм страхового обеспечения при проведении внешнеэкономических операций обусловлена особым характером страховых рисков и объектов страхования, необходимостью учитывать законодательство зарубежных государств и международные правовые нормы. Страхование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется по большей мере коммерческими страховыми компаниями, в то время как за границей эта обязанность возложена больше на государство.

    Список использованных источников

    1) Архипов А.П., Гомеля В.Б., Туленты Д.С. Страхование.Современный курс: учебник/под ред. Е.В. Коломина.−М.: Финансы и статистика, 2007.

    2) Информационный портал «Страхование сегодня»: http://www.insur-info.ru

    3) http://www.ingos.ru

    Приложение

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ "БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК)" СТРАХОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ ОТ КОММЕРЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О банке развития" Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.

    Председатель Правительства

    Российской Федерации В.Зубков

    УТВЕРЖДЕНЫ

    постановлением Правительства

    Российской Федерации

    осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков

    I. Общие положения

    1. Настоящие Правила определяют основные положения, в соответствии с которыми государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) осуществляется страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.

    2. Страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков осуществляется на основании договора страхования, заключенного Внешэкономбанком со страхователем (далее - договор страхования).

    3. По договору страхования страхователем может являться российский экспортер, заключивший контракт с иностранным юридическим лицом на экспорт российской продукции (товаров, работ, услуг), и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг).

    4. Страхованию подлежат экспортные кредиты, предоставляемые иностранному юридическому лицу для кредитования экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), или кредит, предоставляемый российским экспортером иностранному юридическому лицу на условиях экспортного контракта в виде отсрочки или рассрочки платежа в целях оплаты экспортируемой им продукции (товаров, работ, услуг).

    5. Страхованию подлежат экспортные кредиты со сроком погашения не менее 2 лет, но не более 15 лет.

    6. Российский экспортер и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), желающие заключить договор страхования с Внешэкономбанком, должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    II. Объект страхования и страховой случай

    7. В качестве объекта страхования должны выступать имущественные интересы российского экспортера и (или) банка, осуществляющего кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), связанные с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом обязательств, принятых на себя по кредитному договору.

    8. В договоре страхования может быть предусмотрено страхование имущественного интереса экспортера или банка при наступлении одного или нескольких событий, указанных в настоящем разделе.

    9. В договоре страхования определяется уточненный перечень событий, наступление которых может повлечь убытки страхователя в связи с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору.

    10. Страховым случаем является возникновение у страхователя убытков в связи с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору в результате наступления одного или нескольких событий, связанных с коммерческими или политическими рисками.

    11. Событиями, связанными с коммерческими рисками, являются:

    а) банкротство иностранного юридического лица, подтвержденное вступившим в силу решением, принятым соответствующим уполномоченным органом государственной власти;

    б) неисполнение иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору;

    в) неблагоприятное для экспортера или банка изменение стоимости валюты платежа в пределах, определяемых сторонами в договоре страхования.

    12. Событиями, связанными с политическими рисками, являются:

    а) действия государственного органа (должностного лица государственного органа) иностранного государства, на территории которого зарегистрировано иностранное юридическое лицо, либо страны назначения поставки российской продукции (товаров, работ, услуг), либо иностранного государства, через которое российские товары перемещаются под таможенным контролем органов этого государства, взимающих или не взимающих таможенные пошлины, налоги и применяющих меры нетарифного регулирования, по изъятию, экспроприации, конфискации, реквизиции, аресту, уничтожению, ограничению прав собственности на продукцию (товары, работы, услуги), принадлежащую на праве собственности российскому экспортеру;

    в) события, препятствующие исполнению обязательств по возврату экспортного кредита иностранным юридическим лицом, которые наступили независимо от его воли (боевые и военные действия, военные маневры или иные подобные мероприятия, гражданские войны, народные волнения, беспорядки массового характера, природные явления);

    г) действие государственного органа (должностного лица государственного органа) иностранного государства, на территории которого зарегистрировано иностранное юридическое лицо, незаконно ограничивающее или запрещающее осуществление конвертации в свободно конвертируемую валюту и (или) перевода платежа.

    III. Страховые суммы

    13. Страховая сумма по договору страхования не может превышать 95 процентов суммы экспортного кредита при страховании коммерческих рисков и 100 процентов суммы экспортного кредита при страховании политических рисков.

    14. По договору страхования экспортных кредитов страхователю в пределах страховой суммы возмещается до 95 процентов убытков, возникших в результате наступления страхового случая.

    · Проблемы управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью

    · Вопросы страхования грузов

    · Вопросы страхования экспортных кредитов

    · Вопросы страхования инвестиций

    · Вопросы страхования ответственности владельцев транспортных средств

    · Вопросы страхования ответственности различных видов перевозчиков

    · Вопросы организации перестрахования и его роли в организации надежной страховой защиты.

    12.1. Общие вопросы управления рисками

    Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами можно сказать, что ВЭД связана с различного рода рисками. Под рисками мы понимаем возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

    Для борьбы с рисками, т. е. для уменьшения возможного ущерба, практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения (отделы, службы), которые разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба. Например, крупнейшее немецкое предприятие "Хёхст" (Hoechst AG) имеет в структуре управления отдел страхования в количестве 35 человек. Значительная часть работы этих специалистов, которые представляют только централизованную организационную службу управления рисками, приходится на внешние рынки. Это вызвано тем, что, производя продукции более чем на 50 млрд. немецких марок, 80% продукции реализуется за рубежом (практически во всех странах мира). В качестве страховой премии концерн выплачивает различным страховым компаниям более 300 млн. марок. Примерно 40% этих сумм приходится на две собственные страховые компании (агентства), созданные предприятием и контролируемые им.

    Очевидно, чрезвычайно актуальной для российских участников ВЭД является разработка концепции управления рисками и создания соответствующих организационно-управленческих структур для реализации своих программ управления рисками, которые должны являться частью программ ВЭД предприятия.

    В чем же должна состоять работа по управлению внешнеэкономическими рисками? На наш взгляд, она должна включать следующие основные функции;

    Анализ ситуации и определение возможных рисков;

    Оценку вероятного ущерба и.принятие решения, направленного на его снижение;

    Реализацию принятых решений и контроль за их выполнением.

    На рис. 12.1 представлена схема классификации рисков, связанных с ВЭД. Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное различие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т. е. принять меры, устраняющие источники этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его «усилий. Соответственно для управления этими различными по своему происхождению рисками должны применяться различные методы.


    Для борьбы с внутренними рисками применяются известные методы управления. Например, для устранения рисков аварий, пожаров применяются меры безопасного ведения производства, противопожарные мероприятия. Для уменьшения рисков невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других внутренних рисков также разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.

    Рис. 12.1.Классификация рисков, связанных с ВЭД

    Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками:

    1. Страхование, т. е, использование различных видов полисов, договоров страхования, применяемых в международных торгово-экономических отношениях.

    2. Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.

    3. Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.

    4. Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных или заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.

    5. Другие методы.

    Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводится страхованию. Выделяют три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности.

    Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие:

    Страхование грузов;

    Страхование судов (морское каско);

    Страхование воздушных судов;

    Страхование автомобилей;

    Страхование экспортных кредитов;

    Страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;

    Страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;

    Страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей;

    Страхование имущества, находящегося в холодильных камерах;

    Другие виды имущественного страхования.

    При страховании ответственности объектом страхования является ответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такая ответственность может возникать (и довольно часто) в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться (в том числе случайно) предприятие – участник ВЭД. К этой отрасли применительно к внешнеэкономической деятельности относятся:

    Международный полис страхования автогражданской ответственности (система "Зеленой карты");

    Страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;

    Страхование гражданской ответственности перевозчиков;

    Страхование ответственности производителей товаров;

    Страхование профессиональной ответственности, в частности таможенных брокеров, юридических консультантов и юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов, и других видов предпринимательской деятельности;

    Другие виды страхования ответственности.

    Личное страхование, в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД.

    Однако среди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма. К ним относятся:

    Комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;

    Страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж;

    Страхование медицинских расходов при выезде за границу;

    Другие виды личного страхования.

    Комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения и уничтожения имущества в процессе строительства объектов и монтажа различного оборудования, а также ответственность перед третьими лицами при ведущихся работах и послепусковые гарантийные обязательства подрядчика. Страховое покрытие обеспечивается от всех рисков строительства и монтажа на полную стоимость выполняемых контрактов.

    Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД (например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхование ответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежных стран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или иной деятельности. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев, например страхование грузов. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием.

    Наряду со страхованием применяют также другие методы управления рисками.

    Для управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются различные методы хеджирования. Они предполагают использование хорошо продуманных, тщательно координируемых и оперативно управляемых программ использования фьючерсов и опционов (см. гл. 15).

    Преимущество этого метода – возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая стоимость, отлаженность и доступность рынков фьючерсов и опционов. К недостаткам следует отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов. Это позволяет в полной мере использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при больших объемах внешнеторговых операций.

    Отдельная область управления рисками в ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся:

    Применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара;

    Использование банковских гарантий (например авалирование переводных векселей – тратт и др.).

    Преимущество данного механизма снижения рисков – простота и доступность использования для участников ВЭД, недостаток – относительная дороговизна такого типа банковских услуг.

    Таким образом, современный уровень развития страхового, банковского и биржевого дела в мире предоставляет участникам ВЭД широкий спектр различных инструментов защиты от рисков при осуществлении внешнеэкономических операций. Однако они не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной степени риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях.

    12.2. Страхование внешнеторговых грузов

    В соответствии с Международными правилами "Инкотермс-90", составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле, определяются два важных условия экспортно-импортной сделки – момент перехода риска потери или

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    План

    1. Сущность и особенности страхования внешнеэкономической деятельности

    2. Виды страхования ВЭД

    1. Сущность и особенности страхования внешнеэкономической деятельности

    Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

    Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения. Они разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба.

    При страховании экспортных кредитов российский экспортер получает следующие выгоды:

    помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнеров при выходе на новые рынки;

    постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;

    возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;

    возможность повышать конкурентоспособность за счет применения более гибких форм оплаты;

    возможность осуществлять экспорт непосредственно конечным потребителям, минуя оптиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.

    Страхование коммерческих кредитов увеличивает экспортные возможности предприятий в несколько раз. При этом страхование является очень экономичным способом обеспечения надежности внешнеторговых операций. В страховании коммерческих кредитов, кроме предприятий-экспортеров, могут быть заинтересованы также и банки. При страховании экспортных кредитов риски по невыполнению платежных обязательств со стороны иностранных контрагентов берет на себя страховая компания. Это влияет на условия предоставления банковского кредита. Страховой полис, выданный солидной страховой компанией, может служить надежным обеспечением после отгрузочного кредитования предприятия-экспортера. При доотгрузочном кредитовании страховой полис также может служить дополнительным обеспечением при выдаче кредита.

    2. Виды страхования ВЭД

    страхование внешнеэкономический риск каско

    Морское страхование

    В средние века страхование морской торговли существовало в форме морской ссуды. Банкиры предоставляли средства торговцу для товара, аренды судна и других затрат по перевозке. При благоприятном исходе сделки - прибытии судна в порт с товаром - банкир возвращал свои средства с некоторой прибылью. При неблагоприятном исходе ссуда оставалась торговцу в качестве своеобразного возмещения ущерба.

    Такие же взаимоотношения существовали и в Италии до 1236 г., когда Римский Папа Григорий IX запретил подобного рода сделки, посчитав их ростовщическими. После этого в Италии стали создаваться так называемые страховые кружки - общества, которые были близки по своей форме к современным обществам взаимного страхования.

    В конце XVI в. в Англии стали интенсивно развиваться мореплавание и соответственно морская торговля. Страховая деятельность из Италии переместилась в Англию. В 1601 г. был издан первый английский указ, регулирующий морское страхование.

    В 1906 г. в Англии был издан акт морского страхования , в соответствии с которым до сих пор регулируется порядок морского страхования во всем мире. Лондонский институт андеррайтеров в это время приобрел статус организатора-разработчика стандартных условий морского страхования.

    Современное морское страхование - крупнейшая отрасль страхования, составляющая основу транспортного страхования. Оно есть почти во всех странах мира.

    Морские риски можно разделить на следующие виды :

    обычные риски, которые возникают из самого факта перевозки;

    военные , которые лежат вне факта перевозки.

    Среди обычных выделяют:

    - риски самого моря (морские происшествия) - судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение длительного времени; затопление судна; столкновение - не только с другими судами, но и с неподвижными объектами, такими как рифы, айсберги, мосты, маяки;

    - риски возникновения ущерба на судне во время нахождения в море - риски пожара, хищения;

    - прочие риски - все риски, угрожающие судну, за исключением политических и военных рисков, - аварии, поломки, пробоины и т.д.

    Военные и политические риски можно разделить на риски:

    забастовок;

    гражданских волнений.

    В страховой терминологии война - это реальное военное действие, организованное правительством, объявленное или необъявленное, а также гражданские военные акции. Обычно в морском страховании покрываются только военные риски, угрожающие имуществу во время его нахождения на борту судна.

    Нормативной базой регулирования морского страхования в России является Кодекс торгового мореплавания РФ (Кодекс РФ от 30. 04.99 № 81-ФЗ; Закон РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ).

    До рыночных преобразований в РФ организацией морского страхования занимался «Ингосстрах». Эта компания была государственной, но сейчас она является акционерной организацией с определенной долей участия государства. Она имеет дочерние компании по всей территории РФ, особенно в городах-портах, через которые осуществляются морские перевозки.

    Морское страхование можно разделить на следующие виды:

    каско - этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием действующие и строящиеся морские и речные суда, а также нефти - и газодобывающие морские платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель, оснащение. Страхование осуществляется сроком на один год или на время рейса. Страховая премия рассчитывается исходя из размеров страховой суммы;

    карго - страховая защита груза на всем протяжении его перемещения, то есть от склада до склада;

    страхование ответственности - покрывает опасности (риски), возникающие во время мореплавания, так как судно является причиной загрязнения морской среды;

    страхование фрахта - страхование судна от потери дохода.

    Страхование каско охватывает все многообразие типов транспортных средств, применяемых в мореплавании. Каско-страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства.

    Полная гибель судна наступает тогда, когда судовладелец безвозвратно потерял корабль.

    Полная конструктивная гибель судна означает, что оно находится в таком состоянии, что не подлежит восстановлению.

    Конструктивная гибель судна означает, что затраты на его ремонт будут больше стоимости самого судна после ремонта.

    Страховое покрытие каско распространяется на:

    Полную гибель судна;

    Частную аварию;

    Общую аварию;

    Ответственность за столкновение;

    Расходы по спасению.

    Покрытие ответственности за столкновение предполагает возмещение убытков, связанных со столкновением судна с плавающим объектом. Если столкновение произошло с каким-либо иным судном, то определение ответственности в соответствии с правилами морского судоходства происходит в арбитражном суде.

    Обычно из покрытия по страхованию каско исключаются риски нанесения ущерба умышленными действиями или грубой неосторожностью капитана, а также расходы, связанные с уничтожением остатков корабля.

    Страховая сумма зависит от страховой стоимости корабля. К основным ценообразующим факторам при определении оценки судна относятся:

    Возраст, тип и грузоподъемность судна;

    Классификация судна - класс, флаг, страна регистра;

    Квалификация и надежность капитана, экипажа, а также район плавания.

    Транспортное страхование грузов (страхование карго)

    Торговый контракт и договор перевозки обычно дополняют договор страхования грузов. Перевозка груза производится на основании коносамента, то есть контракта между грузовладельцем и перевозчиком. Этот документ определяет границы страхового покрытия.

    Карго-страхование предусматривает страховое покрытие груза только во время его передвижения. Объектом страхования карго являются: сам груз; таможенная пошлина; оплата посредников.

    Факторы, которые учитываются при определении страховой ставки (из которой будет потом исчислена страховая премия) при страховании карго:

    Тип груза;

    Упаковка груза;

    Размер, вес, стоимость груза;

    Продолжительность рейса;

    Время года;

    Судно, на котором будет совершаться перевозка.

    Исторически в международной торговле сложились определенные условия обмена товарами, а также соответствующие им обязанности сторон осуществлять определенные действия, совокупность которых формируется торговыми обычаями.

    Для избегания противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и впервые опубликовала в 1936 г. сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев. Этот сборник получил название ИНКОТЕРМС . Новейшая редакция сборника была принята Международной торговой палатой в 1990 г.

    В соответствии с ИНКОТЕРМС в базисных условиях поставок определены обязательства продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку, или погрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации.

    Базисные условия определяют следующие обязанности продавцов и покупателей:

    Кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товара по территории стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем или воздухом;

    Обязанности продавца в части упаковки и маркировки товара;

    Обязанности сторон по страхованию грузов;

    Обязанности сторон по оформлению коммерческой документации;

    Время и место перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или утраты товара.

    В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость детально изучить взаимные обязательства и права. Для этого необходимо пользоваться сборником толкований торговых обычаев ИНКОТЕРМС-90.

    По новой классификации ИНКОТЕРМС-90 все базисные условия разбиваются на 4 группы. В основу такой классификации положены различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товаров.

    Первая группа « E » имеет одно условие - «франко-завод», - содержащее минимум обязанностей для продавца, которые заключаются лишь в предоставлении товара для покупки в месте нахождения продавца.

    Во вторую группу « F » включены условия, налагающие на продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателю.

    В третьей группе «С» содержатся условия, по которым продавец обязан обеспечить перевозку продукции, но не должен принимать на себя риск случайной гибели или повреждении товара, а также нести какие-либо дополнительные расходы после отгрузки товара.

    Четвертая группа « D » включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения.

    Страхование рисков, связанных с инвестициями

    Одно из важнейших направлений развития процессов глобализации в мировой экономике - международное движение капитала. Оно находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций. Причинами движения капитала являются его переизбыток в одной стране и соответственно недостаток с другой.

    Специфика иностранных инвестиций состоит в том, что владельцы капитала из одного государства (или нескольких государств) вкладывают его в объекты инвестиций, расположенные на территории другого государства. Этот процесс размещения иностранных инвестиций связан с различного рода рисками, то есть возможным ущербом от неблагоприятных событий, приводящих к убыткам инвестора.

    Иностранные инвестиции могут осуществляться в разныхформах. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ от 09.07.99 говорит о том, что иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем:

    Долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России и других стран;

    Приобретения долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг;

    Создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

    С точки зрения Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. на 05.07.99 № 3615-1 от 09.10.92) к валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

    - прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

    - портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

    Предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг (товарный кредит);

    - предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

    Существуют различные методы предотвращения возможных убытков по различным видам инвестиционной деятельности. Длястрахования прямых инвестиций применяются различные виды страхования путем заключения соответствующих договоров со страховыми компаниями.

    Риски, которым подвержены прямые инвестиции, могут быть разделены на следующие группы:

    - риски стихийных бедствий - ураган, шторм, землетрясение, наводнение, необычайно сильные морозы, град, сель, выход подпочвенных вод и другие подобные события природного характера;

    - риск пожара, который может быть вызван различными причинами как природного (например, удар молнии), так и техногенного (связанного с производственной деятельностью) происхождения;

    - технические риски, которые могут быть непосредственно связаны со строительством, сооружением, монтажом, пробным пуском и эксплуатацией сооружаемых объектов;

    - политические риски, к которым относятся: национализация, экспроприация инвестиций; общенациональные забастовки, гражданские волнения, беспорядки, военные действия, действия органов государственной власти, ограничивающие конвертируемость валюты, режим вывоза капитала, прибыли и др.;

    - действия третьих лиц: грабеж, воровство, вымогательство и другие подобные действия;

    - хозяйственные риски, к которым относятся изменения рыночной конъюнктуры и т. п.;

    - другие риски, которые нельзя отнести ни к одномуиз перечисленных выше.

    Большинство из этих групп инвестиционных рисков покрывается страхованием или иногда самострахованием, то есть путем создания определенных собственных резервных фондов.

    Особенностью традиционных видов страхования имущества является то, что политические риски, как правило, не страхуются в рамках данных договоров страхования. Политические риски не имеют достаточно надежной статистической базы, то есть вероятность их наступления предсказать чрезвычайно трудно. Оценка рисков здесь носит чаще всего характер экспертных оценок. В силу этих особенностей политических рисков в защите инвесторов от их действия существенную роль играет государство.

    Государство дает правовые гарантии иностранным инвесторам. Оно принимает соответствующие законодательные акты и заключает международные соглашения о поощрении и защите инвестиций. Любое государство принимает непосредственное участие в страховании иностранных инвестиций путем создания государственной страховой компании, страхующей от политических рисков, либо путем поддержки деятельности частных страховых компаний, занимающихся данным видом страхования.

    В Российской Федерации постановлением правительства в 1996 г. образовано Российское экспортно-импортное страховое общество, в задачу которого входит страхование, в том числе и от политических рисков. Кроме того, страхованием политических рисков занимается САО «Ингосстрах».

    В США страхованием иностранных инвестиций занимаетсяКорпорация частных зарубежных инвестиций - ОПИК (ОР1С - Оvегseas Рrivate Investment Согрoration). Деятельность этой организации охватывает американские инвестиции в 140 странах. ОПИК оказывает поддержку американским инвесторам по следующим трем программам:

    Страхование имущественных интересов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты, повреждением имущества и потерей прибыли в результате гражданских волнений, войн, изменения политического режима и т. п.;

    Финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и долгосрочных займов;

    Оказание консультационных услуг инвесторам по изучению политической и экономической ситуации в предполагаемой для инвестиций стране.

    Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:

    Прямые инвестиции, в том числе связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства;

    Права участия, акции и другие ценные бумаги;

    Имущественные права, связанные с лицензионной торговлей, международным лизингом, франчайзингом и др.;

    Ссуды и кредиты;

    Другие виды инвестиций.

    Страхование строительных рисков

    За последнее время в мировой торговле наблюдается устойчивый рост доли услуг, среди которых существенную роль играют услуги, относимые кинжиниринговым. Они включают в себя:

    Строительство;

    Сооружение;

    Монтаж оборудования;

    Ввод в эксплуатацию различных объектов и т. д.

    Эта важная сфера внешнеэкономической деятельности также может быть застрахована от возможных убытков.

    В настоящее время в международной практике широко применяются два вида страхования, связанные со строительством и сооружением объектов за рубежом.

    Страхование строительного предпринимателя от всех рисков - страхование СА R (Соntractors Аll Risk). Можно выделить следующие факторы, которые вызвали во всем мире повышенный спрос на страхование САR:

    Технический прогресс в строительстве;

    Повышенный спрос на все виды строительных работ;

    Постоянный рост стоимости сооружаемых объектов и связанное с этим увеличение технических и экономических рисков строительства.

    В процессе строительства объектов страхованию подлежат :

    Строительный объект;

    Оборудование строительной площадки;

    Строительные машины;

    Транспортные средства, используемые на строительной площадке (если они не допущены к эксплуатации на дорогах общего назначения);

    Расходы по расчистке территории после страхового случая;

    Гражданская ответственность страхователя;

    Объекты, на которых или возле которых ведутся работы, объекты, доверенные застрахованному или находящиеся на хранении у него. В рамках договора страхования САR могут быть застрахованы и работы по монтажу машин, установок и стальных конструкций, если преобладают строительные работы, то есть стоимость монтажных объектов (включая расходы по монтажу) составляет менее 50% от общей страховой суммы.

    Страховой суммой , на которую страхуются строительные работы, является договорная стоимость строительства, включая стоимость поставленных строительных материалов и/или выполненных работ. Страхование САR дает очень широкую защиту. Все убытки, возникшие в период действия страхования от внезапных и непредвиденных аварийных событий, возмещаются, если причина их возникновения не входит в число исключений. Таковыми исключениями являются:

    Убытки в результате военных действий, мероприятий или событий, забастовок, мятежей, гражданских волнений, прерывания работы, ареста имущества по требованию властей;

    Преднамеренные действия страхователя или грубая неосторожность;

    Убытки в результате воздействия ядерной энергии;

    Претензии по неустойкам и недостаткам оказанных услуг;

    Внутренние повреждения строительных машин, то есть повреждения, вызванные не внешними причинами;

    Ошибки в проектировании;

    Устранение недостатка производства строительных работ (например, использование дефектного или непригодного материала).

    Страховая защита начинается в момент начала строительных работ или после выгрузки застрахованных объектов на строительной площадке и заканчивается приемкой или пуском в эксплуатацию сооружения.

    Другой разновидностью страхования строительно-монтажных рисков являетсястрахование всех монтажных рисков - страхование ЕАR (Епgeneering Аll Risk). В основу этого вида страхования положена идея обеспечения страхового покрытия всех рисков, которые возникают при монтаже машин, механизмов, а также при возведении стальных конструкций.

    Страхователями по данному виду страхования могут быть все стороны, для которых в связи с монтажом объектов возникает риск. По данному виду страхования страхуются:

    Монтаж и пробный пуск всех видов машин, механизмов и конструкций;

    Машины, устройства и оборудование для производства монтажа (например, краны, мачты, лебедки, компрессоры);

    Предметы, находящиеся на монтажной площадке и взятые на хранение застрахованным;

    Расходы по очистке территории после страхового случая;

    Дополнительные издержки по оплате сверхурочных работ, перевозке груза повышенной скоростью (в особых случаях - воздушным транспортом), если эти издержки непосредственно связаны с ликвидацией ущерба, подлежащего возмещению;

    Гражданская ответственность застрахованного лица, то есть претензии третьих лиц, которые согласно законодательству должны быть удовлетворены за счет застрахованного лица.

    Строительные работы, которые выполняются на данных объектах, могут быть также застрахованы, если преобладает доля монтажных работ, то есть их стоимость превышает стоимость монтируемого оборудования. Страхование всех монтажных рисков обеспечивает весьма полное страховое покрытие, построенное по методу исключения.

    В международной практике таковыми являются:

    Убытки, возникшие в результате ошибок в конструкции, дефектов материалов или ошибок, допущенных при изготовлении;

    Повреждения в результате умышленных действий или грубой неосторожности застрахованного или его представителя;

    Претензии по неустойкам и недостаткам оказанных услуг, прочие имущественные убытки;

    Повреждения в результате военных или иных событий, волнений, ареста имущества по решению органов власти;

    Повреждения в результате забастовок или мятежа, а также повреждения, вызванные воздействием ядерной энергии.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Экономическая сущность страхования во внешнеэкономической деятельности предприятий. Основные виды договоров страхования. Условия карго–страхования во внешнеэкономической деятельности. Анализ развития страхования в России, взаимодействие участников.

      курсовая работа , добавлен 07.06.2014

      Определение страхования внешнеэкономических рисков, его виды, классификация рисков. Сущность и специфика страхования экспортно-импортных кредитов, его выгоды, цель и объекты страхования. Страхование прочих рисков в торговых сделках СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

      реферат , добавлен 15.01.2009

      Сущность и особенности страхования внешнеэкономической деятельности. Проблемы российского страхового рынка и их влияние на внешнеэкономическую деятельность. Особенности заключения договора страхования внешнеэкономической деятельности на ООО "Портал".

      курсовая работа , добавлен 02.01.2017

      Сущность и специфика страхования во внешеэкономической деятельности предприятий. Классификация основных видов страхования. Определение условий карго – страхования во ВЭД. Проблемы участников ВЭД со страховыми компаниями и способы их оптимизации.

      курсовая работа , добавлен 09.12.2010

      Основные принципы организации морского страхования. Принципы, на которых базируется любой договор страхования. Этапы общения клиента и страховщика. Страхование судов - каско. Страхование грузов, фрахта. Основания для заключения договора страхования судов.

      контрольная работа , добавлен 27.09.2010

      Особенности морских рисков и страхования морских судов. Договорное морское страхование и морское страхование в клубе взаимного страхования судовладельцев. Виды страховых взносов. Международный союз морского страхования. Виды и случаи возмещения ущерба.

      реферат , добавлен 15.01.2009

      Экономическая сущность страхования. Значение и функции страхования. Отрасли страхования. Платежеспособность страховщика. Личное, имущественное, социальное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

      реферат , добавлен 15.01.2003

      Экономическая сущность страхования: понятие, условия, особенности. Основные показатели развития фондового рынка, виды его рисков и нормативная база их страхования. Зарубежный опыт и основные направления совершенствования страхования фондовых рисков.

      дипломная работа , добавлен 16.08.2012

      Основные виды и сферы международного транспортного страхования. Правила и порядок авиационного и морского страхования, страхование железнодорожного транспорта, автоперевозок и грузов (карго), финансово-кредитной сферы, инвестиций, экспортных кредитов.

      контрольная работа , добавлен 31.01.2010

      Сущность и классификация коммерческих рисков. Возможность возникновения рисков у лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Страхование предпринимательских рисков согласно норм ГК РФ. Современный опыт страхования коммерческих рисков.

    Страхование во внешнеэкономической деятельности представляет собой комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту имущественных интересов субъектов хозяйственной деятельности, которые принимают участие в различных формах международного и мирохозяйственного сотрудничества. Таким образом, во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые между иностранными контрагентами.

    В платежном балансе страны страховые операции по внешнеэкономической деятельностью отображаются только тогда, когда одна из сторон договора страхования (страхователь, бенефициар, страховщик) является нерезидентом, то есть иностранным юридическим или физическим лицом.

    Объектами страхования в ВЭД выступают материальные или имущественные интересы, связанные с различными аспектами внешнеэкономического сотрудничества (торговые, валютные, кредитные, производственно -Инвестиционные и др.).

    Субъектами страхования в ВЭД (страхователями) могут быть как отдельные фирмы, так и государство в целом как контрагент внешнеэкономической сделки.

    Чтобы выяснить, почему необходимо использовать механизм страхования в практике ВЭД, рассмотрим пример. Предположим, что экспортер Х из страны А согласно условиям внешнеторговой сделки с импортером В из страны В отправил своему контрагенту партию. Транспортировка включая сухопутный (автотранспортом) и морской (грузовым судном) элементы пути. Платеж состоится через три месяца с момента поставки товара. В субъектов ВЭД при выполнении данного соглашения могут возникнуть следующие риски:

    1) повреждение товара при его перевозке (как морского, так и сухопутного)

    2) авария транспортного средства, которая может вызвать повреждение или гибель груза;

    3) загрязнение окружающей среды и / или повреждения здоровья и / или имущества третьих лиц;

    4) изменение курса валюты цены / платежа в течение действия договора, на момент расчета приводит к потерям валютной выручки экспортера или импортера.

    5) отказ импортера (например, в случае банкротства) осуществить платеж. Это далеко не полный перечень рисков, которые угрожают выполнению данной внешнеторговой операции. Практически каждая внешнеторговая сделка сопровождается значительным количеством рисков. Это обусловлено значительной степенью неопределенности внешней среды в связи с территориальной удаленностью субъектов ВЭД, различным политическим, экономическим, социально-культурным состоянием их национальных экономик, непредвиденными изменениями внутренней (в странах контрагентов ВЭД) и мировой рыночной конъюнктуры на соответствующих рынках, недостаточностью информации о контрагенте, несовершенством транспортных средств, увеличением количества, масштабности, разрушительной силы природных и техногенных катастроф, промышленных аварий, ДТП и тому подобное. Как правило, каждый субъект внешнеэкономической сделки рискует не только ожидаемой прибылью, но и основным капиталом (например, экспортер может потерять товар при транспортировке, кредитор - не получить суммы долга и процентов, иностранный инвестор - навсегда остаться своих ПИИ и т. Д., каждая внешнеэкономическая операция предусматривает валютно-финансовые расчеты, при которых любой субъект ВЭД может понести существенные убытки в результате валютных рисков; всегда существует вероятность нанесения ущерба третьим лицам и, как следствие, большие суммы возмещений).

    Поскольку ни один контрагент не желает понести значительных материальных затрат в связи с компенсацией собственных убытков или ущерба, причиненного третьим лицам, целесообразно обратиться к институту страхования.

    Безусловно, заключения страхового договора также требует определенных затрат, но размер возможных потерь не может быть сравним с размером страховой премии (так, стоимость современного пассажирского авиалайнера типа американских "Боинг-747" или ДС-10 превышает 50-60 млн. Долл., А сумма компенсации по всем видам ответственности перед пассажирами и третьими лицами в результате аварии такого самолета может равняться 450-500 млн. долл., что не сможет погасить даже мощная фирма).

    В нашем примере субъекты ВЭД могут избежать значительных расходов, если заключат договоры страхования: груза (карго) (1), транспортного средства (каско) (2), ответственности перевозчика за возможное нанесение ущерба третьим лицам (3), валютных рисков (4), экспортного коммерческого кредита (5).

    На современном этапе развития внешнеэкономических связей практически не существует объектов, процессов или операций внешнеэкономической деятельности, незащищенных институтом страхования. Страхование внешнеэкономических рисков становится неотъемлемым атрибутом внешнеэкономических сделок.

    Риски ВЭД могут быть классифицированы по следующим критериям: основные модели ВЭД: внешнеторговая и производственно инвестиционная; виды ВЭД отрасли и виды страхования.

    Страхование рисков ВЭД при внешнеторговой модели включает страхование объектов внешнеторговых сделок (товары, транспортные средства), ответственности, связанной с ними, а также валютно-кредитных отношений, которые обслуживают (экспортные кредиты, валютные риски).

    Страхование рисков ВЭД при производственно-инвестиционной модели охватывает международное движение факторов производства (международный кредит, ПИИ, международную трудовую миграцию), ответственность, связанную с ними, и валютно-кредитные отношения, которые сопровождают.

    Страхование внешнеэкономической деятельности охватывает многочисленные страховые риски, относящиеся ко всем видам ВЭД и всех отраслей страхования: имущественного, ответственности, личного.

    1. Имущественное страхование, в том числе страхование ответственности включает:

    1.1. Транспортное страхование, в том числе: морское и авиационное страхование, страхование контейнеров и средств автотранспорта.

    1.2. Страхование технических рисков: строительно-монтажное страхование страхование машин от поломанных; послепусковых гарантийных обязательств; электронного оборудования; ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах; страхование импортируемого комплектного оборудования.

    1.3. Страхование имущества, принадлежащего иностранным и отечественным юридическим и физическим лицам на территории данной страны и за рубежом, от огня и других опасностей.

    1.4. Страхование финансовых рисков, в том числе: страхование экспортных коммерческих кредитов или риска неплатежа; валютных рисков; иностранных инвестиций от политических рисков.

    2. Личное страхование, к которому относится страхование от несчастных случаев иностранных граждан на территории данной страны, а также граждан данной страны, выезжающих за границу (по туристическим или рабочими визами).

    Субъекты внешнеэкономических связей распределены национальными границами. Это определяет основную особенность страхования во внешнеэкономической деятельности. Оно функционирует не в рамках национальных экономик, а в середине метасистемы современного мирового хозяйства. Эта существенная особенность определяет ряд специфических черт страхования в ВЭД:

    1. Сфера внешнеэкономического сотрудничества характеризуется высокой степенью риска, а сами объекты страхования - значительной стоимостью.

    2. Специфика внешнеэкономических рисков обусловила особенности организации страховой деятельности: повышение требований к финансовой устойчивости страховщиков; развитие международного маркетинга страховых компаний; внедрение в практику страховых фирм единых унифицированных правил и технологий проведения страховых операций; формирование международных и наднациональных институтов регулирования.

    3. Важным условием страхования внешнеэкономической деятельности является соблюдение принципа высокой добропорядочности (относительно норм поведения) страховщика и страхователя.

    4. Обязательным является наличие у страхователя страхового интереса, то есть материальной заинтересованности в благополучном исходе внешнеэкономической операции.

    5. Большинство страховых договоров заключается на добровольной основе, однако, несмотря на это, страхование фактически превратилось в неотъемлемый элемент внешнеэкономических сделок.

    6. При страховании внешнеэкономических рисков, как правило, необходимо письменное заявление страхователя, а основным страховым документом является страховой полис.

    Преимущества страхования во внешнеэкономической деятельности следующие:

    При возникновении страховых случаев страховщики возмещают материальный ущерб участникам внешнеэкономических сделок;

    Повышается надежность материально-вещественных элементов, используемых во внешнеэкономических операциях, за счет проведения превентивных мероприятий;

    Происходит значительная экономия финансовых ресурсов субъектов внешнеэкономической деятельности (нет необходимости прибегать к формированию собственного страхового фонда)

    Ускоряется оборот финансовых ресурсов;

    Средства, мобилизованные в страховые фонды, становятся мощным источником инвестиций в масштабах современного мирового хозяйства.

    Страхование ВЭД выполняется коммерческими страховыми компаниями (государственными, акционерными, иностранными, смешанными, кооперативными и другими), а также другими субъектами ВЭД, в уставный предмет деятельности которых входят страховые операции. Выбор страховой компании (страховщика) проводится субъектами ВЭД самостоятельно. Страхование внешнеэкономических операций со стороны субъектов ВЭД осуществляется на договорных принципах и является добровольным, если иное не предусмотрено законами Украины.

    Создание сегмента страхования ВЭД на украинском страховом рынке осуществляется достаточно динамично. Решаются проблемы формирования правовой базы страхования, создание инфраструктуры рынка, развития цивилизованных страховых отношений на основе финансово устойчивых страховых компаний, разрабатываются страховые продукты и методология и технология страховых операций, готовятся квалифицированные кадры, способные работать в новых рыночных условиях. Это создает условия для улучшения ситуации на украинском страховом рынке, открывает новые возможности для его развития и совершенствования.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: