Виды мировых экономических кризисов. Теория развития кризисов в мировой экономике Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Сам по себе экономический кризис ниоткуда не возникает и никуда не уходит. Он является неотъемлемой частью того, что в экономической теории называют циклом. Цикличность развития экономики доказана временем. Экономические кризисы перепроизводства органически присущи капитализму и неизбежно сопровождают его в историческом развитии. Популярная в середине нашего столетия теория о государственном регулировании экономики с целью недопущения кризисов, которая позволяла осуществлять краткосрочные сглаживания неблагоприятных трендов, в долгосрочном аспекте не оправдала ожиданий, не сумев противостоять общей тенденции цикличности развития рыночной экономики.

Объективные причины каждого кризиса всегда лежат в предшествующем развитии экономики на других этапах цикла. Начало периодических экономических кризисов положил кризис 1825 году в Великобритании, где раньше всего развились капиталистические производств. отношения. Следующий кризис - кризис 1836 года, охвативший Великобританию и США - 2 страны, тесно связанные экономически. В 1847 произошел очередной кризис, затронувший почти все страны Европы. По своему характеру он приближался к мировому кризису.

Первый мировой экономический кризис имел место в 1857 и почти во всех странах это был самый глубокий кризис со времени их вступления на капиталистический путь развития. В США производство чугуна сократилось в период кризиса на 20%, потребление хлопка на 27%. В Великобритании больше всего пострадало судостроение, где объём производства упал на 26%. В Германии на 25% сократилось потребление чугуна; во Франции - на 13% выплавка чугуна и на столько же потребление хлопка; в России выплавка чугуна упала на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей - на 14%.

Новый экономический кризис 1866 года особенно остро протекал в Великобритании, но остальные страны затронул незначительно. Очередной мировой кризис начался в 1873 с Австрии и Германии. Это был самый продолжительный в истории капитализма кризис: он завершился в 1878, когда в орбиту его действия попала и Великобритания. Экономический кризис 1882 охватил в основном США и Францию; в период кризиса 1890 наибольшие хозяйственные потрясения наблюдались в Германии, США и Франции. Кризис 1900-1903 стал своеобразным рубежом между эпохой капитализма свободной конкуренции и эпохой имперализма. Во время этого кризиса особенно пострадали США и Германия, в меньшей степени Великобритания и Франция. Тяжёлым было экономическое положение и России, где экономический кризис совпал с неурожаем.

Буржуазные идеологи надеялись, что с возникновением монополий капиталистических, планомерно организующих производство на своих предприятиях, экономические кризисы исчезнут или, по крайней мере, смягчатся. Но этого не произошло. Первый экономический кризис эпохи империализма - кризис 1907 был не менее разрушительным, чем предшествующие. Особенно сильно он затронул экономику США. В ст. "Марксизм и ревизионизм" В.И. Ленин писал, что кризис 1907 явился ярким доказательством того, что кризисы остались неизбежной составной частью капиталистического строя. Вместе с тем Ленин указывал, что в эпоху империализма "изменились формы, последовательность, картина отдельных кризисов.".

Экономический кризис 1920-1921 охватил преимущественно США и Великобританию. В 1929 разразился жесточайший мировой экономический кризис, который продолжался до середины 1933 и до основания потряс всю систему капитализма. Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 в 32 капиталистических странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн. Мировой кризис 1929-1933 показал, что противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения результатов производства достигло такой остроты, когда капиталистическая экономика уже не может более или менее нормально функционировать.

Это обстоятельство требовало государственного вмешательства в экономику, использования методов государственного воздействия на стихийные процессы в капиталистическом хозяйстве с целью избежать потрясений, что ускорило перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм. Государственное долгосрочное программирование экономического роста, осуществляемое во многих капиталистических странах после 2-й мировой войны 1939-1945, а также оперативное антициклическое регулирование оказывали определенное стабилизирующее воздействие на развитие капиталистических стран. Однако, несмотря на это, черты экономического кризиса достаточно четко проявились в этот период в США, Великобритании, Канаде, ФРГ, Италии. В большинстве других капиталистических стран разрешение накопившихся противоречий расширенного капиталистического воспроизводства происходило в форме спадов экономической активности с резким падением темпов экономического роста при преимущественном свёртывании производства средств производства и замедлении накопления капитала. Наиболее часто в эти три десятилетия Экономические кризисы повторялись в США - в 1948-1949, 1953 - 1954, 1957-1958, 1960-1961, 1969-1971 и 1973-1975 - с падением промышленного производства соответственно на 17%, 9%, 13%, 7%, 8% и 13%.

Первый послевоенный мировой кризис начался в конце 1957 и продолжался до середины 1958. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%.

Армия безработных достигла почти 10 млн. чел. Относительно стабильное экономическое развитие ряда капиталистических стран в 50 - 60-х гг. способствовало появлению буржуазных и ревизионистских теорий, утверждающих, что существует якобы возможность бескризисного развития капитализма на путях совершенствования методов государственного регулирования хозяйственных процессов. Однако капиталистическая действительность вскоре опровергла эти теории. В начале 70-х гг. в капиталистической системе возникла целая серия нарушений процесса воспроизводства, которые привели к развёртыванию очередного мирового экономического кризиса, начавшегося в США в конце 1973, а затем в 1974 и 1975 охватившего практически весь капиталистический мир. Этот кризис по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе значительно превзошёл мировой кризис 1957-1958 и по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933. За период кризиса промышленного производство сократилось в США, например, на 13%, в Японии на 20%, в ФРГ на 22%, в Великобритании на 10%, во Франции на 13%, в Италии на 14%. Курсы акций только за год - с декабря 1973 по декабрь 1974 - упали в США на 33%, в Японии на 17%, в ФРГ на 10%, в Великобритании на 56%, во Франции на 33%, в Италии на 28%. Число банкротств в 1974 по сравнению с 1973 выросло в США на 6%, в Японии на 42%, в ФРГ на 40%, в Великобритании на 47%, во Франции на 27%. К середине 1975 число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн. чел. Кроме того, более 10 млн. были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий. Повсеместно произошло падение реальных доходов трудящихся. Например, в США общая сумма реальных доходов трудящихся, которая в 1950-70 росла в среднем примерно на 3% в год, в период 1973-75 сократилась на 6%.

Особая глубина и продолжительность мирового экономического кризиса 1973-1975 объясняются тем, что он переплетался с сильнейшими инфляционными процессами во всех капиталистических странах, с валютным и энергетическим кризисами, обострением продовольственных и экологических проблем. Кризис 1973-1975 продемонстрировал ограниченность возможностей буржуазного государства регулировать стихийные экономические процессы, движение экономики по циклам. Неспособность правительств капиталистических стран предотвратить кризис и найти выход из него говорит о наступившем в 70-х гг. кризисе самого государственного антициклического регулирования. При существенно возросшем уровне обобществления производства, широкой и глубокой интернационализации хозяйственной жизни формы и методы антициклического регулирования, выработанные в первые годы после 2-й мировой войны, перестали быть эффективными в 70-х гг. Основное противоречие капитализма снова проявилось в острой форме.

В середине 70-х годов весь капиталистический мир был охвачен затяжным и глубоким циклическим кризисом перепроизводства, сопровождаемый специфическими процессами и явлениями. Кризис начал развиваться осенью 1973 года в США, Великобритании и ФРГ. В остальных странах он начался незначительно позже. Такая синхронность кризиса в послевоенный период наблюдалась впервые. Обусловлена она некоторыми новыми явлениями, которые появились в экономике капиталистических стран в 70-х годах, в первую очередь это схожесть технико-экономического уровня ведущих капиталистических стран. Кризис 1973-1975 годов был первым крупным послевоенным кризисом для Японии, ФРГ и ряда других стран. Важной особенностью кризиса 1973-1975 годов является то, что он переплетался со множеством нециклических структурных кризисов. Это кризисы недостатка, а не перепроизводства. Они проявляются нехваткой топлива, сырья и продовольствия на мировом рынке, что влечет за собой значительное повышение цен. Особенно быстро росли цены на сырье и топливо в 1974 году. Этот рост вошел в историю под названием новой "революции цен".

Кризис 1973-1975 протекал в условиях мирового валютного кризиса, проявляющегося в резком снижении курса доллара, росте цен на золото и общей нестабильности международных торговых и финансовых отношений. Именно это кризис впервые характеризовался таким процессом, как слампфляция: одновременные спад промышленного производства и рост цен (инфляция). Экономические кризисы демонстрируют несоответствие производственных отношений буржуазного общества его производительным силам, обнаруживают преходящий характер капиталистического способа производства, который может развиваться только ценой периодического расточительства материальных и человеческих ресурсов. Они убеждают трудящихся в необходимости борьбы за новый общественный строй, свободный от кризисов, безработицы и эксплуатации, - за социализм.

Причины экономических кризисов.

Причиной возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут быть внешние либо внутренние факторы:

    внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платёжеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

    внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.

Указанные причины не являются непосредственными причинами возникновения кризиса на той или иной стадии жизненного цикла предприятия и тем более его банкротства. Однако они влияют на развитие факторов ухудшения финансово-экономического и хозяйственного состояния предприятия. Причины кризиса и банкротства предприятий всегда обусловлены непродуманностью системы менеджмента и ошибками управления.

    Фазы цикла и их проявление.

Существуют фазы экономического цикла ; например, можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла:

а) стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу;

б) падение производства и ухудшение экономических показателей - это период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов. Происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

в) депрессия - недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;

г) оживление - начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики;

д) стремительный подъем, торжество нового цикла, который становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом;

    Виды экономических кризисов и их динамика.

Кризис - экономический дисбаланс, который, помимо субъекта, вызвавшего данный кризис, отражается и на других хозяйствующих субъектах.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальными и международными.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство. Возможности сбыта пока еще кажутся радужными, банки продолжают кредитовать промышленность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения. Представьте себе, что на автостраде взорван мост и передние машины остановились перед пропастью, но следующие за ними, ничего не подозревая, накатываются и накатываются, пока, наконец, служба безопасности движения не пресечет на каком-то отрезке движение по этой трассе. Чем длиннее образуется «пробка», тем сложнее ее «рассасывать».

    Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.

В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно разделить на две группы:

    финансовая поддержка

    особое администрирование

Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий, а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы финансовой поддержки:

    целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;

    субсидирование процентной ставки по кредиту;

    предоставление гарантий по кредиту;

    налоговые льготы;

    налоговый кредит.

Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:

    введение дополнительных форм отчетности;

    установление обязательных нормативов;

    лицензирование;

    обязательное страхование ответственности;

    законодательное ограничение тарифов;

    другие законодательные ограничения.

    Роль государства в антикризисном управлении.

Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

    поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

    предупреждение и недопущение кризисов в экономически - и социально - значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

    уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

    Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на микро - и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим .

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

правовое - создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

методическое - методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

информационное - учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

экономическое и административное - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

организационное - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

социальное - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

кадровое - поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

экологическое - защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

    Механизм государственной власти и кризисы системы управления.

Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего зарождения она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регламентируя поведение человека. Позже приняла форму персонифицированной (индивидуализированной) власти вождей, старейшин, царей, императоров и, наконец, институциализированной - с опорой на институты власти.

Орган государственного управления - учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущность органа государственного управления можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов: политических (государственно-властный характер), социологических (предназначение - решать общезначимые дела, ориентация на потребности и интересы социума), юридических (принимает нормативные, правовые акты, осуществляет правоприменительную, правоохранительную деятельность), административно-управленческих (выполняет функции по руководству обществом).

Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации - это:

1) право, возможность и способность государства через государственные органы и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей;

2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

3) деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями.

Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются легитимность, т. е. признание обществом их законности и правомерности; официальный характер, регламентируемый Конституцией и законами; структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами, такими, например, как законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Главными аспектами, которые определяют состояние государственной власти и системы государственного управления, являются следующие:

1) в какой мере и каким образом государственная власть в процессе ее реализации учитывает и воплощает общие интересы граждан;

2) как осуществляется практическое управление общественными процессами, обеспечение развития общества;

3) чем больше ожиданий, запросов и потребностей удовлетворяется, тем шире социальная база, глубже и устойчивее доверие к власти;

4) напротив, чем больше разочарований в послевыборной политике государственной власти, тем более сокращаются социальная база и доверие к ней, и может наступить момент, когда она лишится поддержки части избирателей, чья воля послужила первоисточником власти, а это почва для дестабилизации государственного управления, кризиса государственной власти.

... КРИЗИСОВ Сущность экономических кризисов Причины экономических кризисов Последствия экономических кризисов Механизм преодоления экономического кризиса в Украине: Причины современного экономического кризиса в Украине Пути преодоления экономического кризиса ...

  • Причины мирового экономического кризиса и пути выхода из него

    Курсовая работа >> Экономика
  • Кризис . Причины возникновения и пути преодоления

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    И права Курсовая работа По дисциплине “Экономическая теория” Экономический кризис : причины и пути преодоления Исполнитель: студент... пропорций воспроизводства. Здесь выделяют 2 вида кризисов . Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества...

    В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом рассматривать развитие фирмы, то нет необходимости прогнозирования возможности кризиса.

    Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис - это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

    В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства и формы организации предприятий в пользу более современных. Общее крушение вовлекает и немало передовых предприятий.

    Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы:

    • кризисы неизбежны; это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы циклического развития любой системы. Кризисы могут возникнуть и как случайный результат стихийного бедствия или крупной ошибки;
    • кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл;
    • существуют фазы экономического цикла ; например, можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла:

    а) стабильное развитие, завершающееся кризисом;

    б) падение производства и ухудшение экономических показателей - это период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов. Происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

    Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем.

    По проблематике кризиса следует указать макро- и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

    Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными). Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов, макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Существуют также кризисы явны е и латентные (скрытые ). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны.

    Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно.

    Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

    Кризисы бывают регулярными (циклическими или периодическими), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярными. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

    Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924 и 1927 гг., а в 1953 - 1954 гг. и 1960 - 1961 гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.

    Частичный кризис в отличие от промежуточного охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером является банковский кризис в Германии 1932 г.

    Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство и т.д. Такие кризисы бывают национальными и международными. К последним относятся кризис мирового судоходства в 1958 - 1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.

    Структурный кризис является следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в значительных диспропорциях между отраслями с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой. В 70-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы.

    Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрываются перепроизводство и увеличение предложения.

    Классификационные критерии кризиса могут оцениваться и как его черты, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки возникновения кризисов и определять вредоносные последствия кризисов.

    Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. И для этого есть немало объективных предпосылок. Дело в том, что воздействие на цикличность воспроизводства одних и тех же факторов в разные периоды весьма различно и к тому же проявление их в отдельных государствах имеет свои особенности. Многие экономисты продолжительность цикла связывают с научно-техническим прогрессом (НТП). Активная часть основного капитала морально устаревала в течение 10-12 лет. Это требовало ее обновления, что служило стимулом экономического оживления. Так как исходным толчком служит замена оборудования и технологии, то обновление основного капитала называют материальной основой экономического цикла.

    У К. Маркса была своя система взглядов не только на причины, определяющие длительность циклов, но и на саму природу цикличности. Принципиальным отличием точки зрения К. Маркса в данной проблеме является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой природе капитализма, непосредственно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов.

    Представители неоклассической и либеральной школ выдвигают различные причины экономических кризисов, не связывая их с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, вызывающее перепроизводство.

    Более близки к марксистской позиции экономисты, считающие причиной кризисов диспропорциональность, или «неравновесие». Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы как на порождение внешних условий - политических, демографических, природных.

    Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие: денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хоутри и др.); теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен); психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот и др.); теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс и др.); теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является, скорее, чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование (Хайек, Мизес и др.); теорию солнечных пятен - погоды - урожая (Джевонс, Мур).

    Кроме того причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.)

    Также существуют внешние и внутренние причины. Первые связаны с действием макро- или внешнеэкономических факторов, вторые - с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

    Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

    Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

    Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и способом антикризисного управления, которое может смягчать или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма , искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

    Социально-экономическая система является саморегулируемой системой, т. е. в ее существовании действуют механизмы восстановления равновесия.

    А система управления существует, для того чтобы обеспечивать менее болезненное и более последовательное развитие социально-экономической системы. Преодоление кризисов - это управляемый процесс.

    Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по типологической принадлежности: масштабы, острота, проблематика, причины, область развития, фаза проявления, возможные последствия.

    В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Также в управлении социально-экономической системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Но для такого предсказания необходимы четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе. Предсказание кризисов возможно путем анализа факторов и процесса развития кризиса.

    Для распознавания кризисов необходимо использовать всю систему показателей оценки состояния социально-экономической системы. Поэтому необходима разработка новых, синтетических показателей для того, чтобы более точно и своевременно определять вероятность и момент наступления кризисных ситуаций.

    Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их практического использования. С методологией распознавания кризиса теснейшим образом связана организация этой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности, взаимодействие в системе управления, статус рекомендаций или решений. Диагностирование и прогнозирование кризисов должно быть поставлено на профессиональную основу.

    Выделяют два этапа диагностики кризиса:

    • установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;
    • выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

    Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно, к промышленно развитым странам, развивающимся или к странам с переходной экономикой.

    Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной и т. д.

    На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.

    Выход из кризисных ситуаций зависит от способов анализа существенных противоречий и наличия специалистов в области антикризисного управления. Кризис - это объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что основу функционирования и развития социально-экономической системы составляет деятельность человека, который стремится управлять своей деятельностью и расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. В определенной мере ему это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из тенденций развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.

    Такое утверждение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все исторические периоды свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно «человеческая природа» кризиса является его причиной и источником.

    Деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии не только у отдельного человека, но и у целых социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность, так и необходимость кризисов. Именно это является основой всех кризисов в социально-экономической системе - даже кризисов, связанных с природными условиями.

    По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в ее антикризисном развитии, которое означает не исключение кризиса, не бездумное противодействие ему, а предвидение и уверенное, своевременное и по возможности безболезненное его разрешение.

    Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного (с позиций интересов человека) развития.

    Только человек может иметь цель и интересы. Именно они являются основой распознавания и преодоления кризисов.

    Человеческий фактор кризисных ситуаций проявляется не только в отношении человека к кризису, но и в управлении кризисом на разных этапах его проявления, возникновения и протекания.

    Управление - это деятельность человека, которая определяется его качествами: опытом, образованием, отношением к действительности и людям, методологическими подходами и т. д..

    Будучи объективным явлением кризис всегда несет в себе факторы человеческой природы - менталитет, культуру, интересы, общественное сознание, уровень образованности, мировоззрение.

    Таким образом, кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. С началом нового кризиса заканчивается один период развития и начинается новый. Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, усиливается конкуренция.

    Библиография

    1. Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.М.Короткова - М.: ИНФРА-М, 2005. - 620 с.;
    2. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Я.Захарова, А.О.Блинова, Д.В.Хавина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 287 с.;
    3. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. - 328 с.;
    4. Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С Антикризисное управление: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2007. - 432 с.;
    5. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений», 2006. - 476 с.;
    6. Булатов А.С. Экономика. - М.: Юристъ, 2006. - 512 с. ;
    7. Виссарионов А. «Уроки кризиса» // Экономист, 2009, №2, с.15-22;
    8. Горевский А.С., Коваленков С.С. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 412 с.;
    9. Горелов Н. А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. - СПб, 2006. - 352 с. ;
    10. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2006. - 104 с.;
    11. Долан Э. Дж., Макроэкономика - М.: ИНФРА - М, 2007. - 254с.;
    12. Донцова Л.В., Никифоров Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. - М: Издательство «Дело и Сервис», 2007. - 144 с.;
    13. Донцова Л.В., Никифоров Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 336с.;
    14. Ковалев В.В., Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 12 - 23 с.;
    15. Казаков А.В., Минаева Н.А., Экономика - М.: ЮНИТИ, 2008. - 448 с.;
    16. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник - М.: Инфра-М, 2006. - 465 с.;
    17. Курс экономической теории под ред. М. Чепурина, Е. Киселевой- М.: Инфра-М, 2009. - 325 с.;
    18. Макроэкономика: основы экономической теории, под ред. Андреева С. И. - М.: Инфра-М, 2007. - 348 с.;
    19. Чернявский А.Д. Антикризисное управление: учеб. пособие. -М.: МАУП, 2008.- 280с.;
    20. http://www.koob.ru/books/wealth/antikrizisnoe_ypravlenie.zip.

    Первый экономический кризис произошел в 1825 г. в Англии. Первый мировой экономический кризис – в 1857 г. Затем последовали кризисы 1873, 1882 и 1890 гг. Более сокрушительным был кризис 1900–1901 гг. Наиболее глубоким кризисом XX в. является мировой экономический кризис 1929–1933 гг. – Великая депрессия. В этот период падение производства составило 40–50%, а уровень безработицы достиг 25%. Существенное место в современном циклическом воспроизводстве отводится кризисам 1974–1975 и 1980-1982 гг.

    В экономической теории различают следующие виды кризисов.

    Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики. Для него характерно вытеснение морально устаревшего оборудования, снижение издержек производства, обновление структуры производства, что приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

    Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, менее продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер.

    Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что охватывает только одну сферу экономики. Он может произойти как на фазе подъема, так и на фазах оживления и депрессии.

    Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль экономики. Причинами его возникновения могут быть диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих-эмигрантов, дешевый импорт и др.

    Аграрные кризисы, как правило, вызываются сочетанием природных факторов, недостатками в организации труда, технической отсталостью, несовершенными системами землепользования и землевладения и т.п. Аграрные кризисы отличаются продолжительностью и ацикличностью.

    Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей хозяйства. Он носит длительный характер и охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе. Структурные кризисы могут проявляться в виде как относительного недопроизводства, так и относительного перепроизводства, сопровождать общий экономический цикл или не совпадать с ним. Крупнейший структурный кризис произошел в 1973–1975 гг., когда Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), резко подняв цены на нефть (почти в 10 раз), усугубила начавшийся в 1974 г. экономический кризис.

    Мировая практика показывает, что длительность и структура циклов подвергаются постоянным изменениям. Начиная со второй половины XX в. экономический цикл стал включать фактически только две фазы: рецессию и подъем. Под рецессией понимается состояние экономики, когда ВВП при неуклонном снижении становится на две четверти меньше, что свидетельствует о спаде производства или замедлении темпов его развития. Фактически рецессия объединяет такие две фазы, как кризис и депрессия. Фаза оживления включается в фазу подъема.

    Согласно классификации Национального бюро экономических исследований США (NBER ) экономический цикл включает следующие фазы: вершина (пик, бум), сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия, низшая точка спада), оживление (расширение, подъем). Схематично данная классификация представлена на рис. 23.2.

    Рис. 23.2.

    Со второй половины XX в. механизм кризисов претерпевает существенные изменения. Процесс перепроизводства теперь сопровождается ростом цен, усилением инфляции. Это явление объясняется следующими причинами:

    • рост государственных расходов, предполагающий дополнительную эмиссию денег, которая нарушает денежное обращение и ведет к разрастанию инфляции;
    • особенности монополистического ценообразования. Монополии сокращают масштабы производства и таким образом предотвращают падение цен.

    Во время таких кризисов отраслевые цены имеют разные темпы роста. Инвестиции перемещаются туда, где они дают большую доходность. Такая ситуация происходит до наступления момента, когда образуется новое соотношение между отраслями, соответствующее иному уровню экономического равновесия. Кризисы, сопровождающиеся инфляцией, могут носить затяжной характер и вести к стагнации, т.е. периоду низкой деловой активности. В результате в экономике может возникнуть стагфляция – состояние экономики, когда стагнация сочетается с высоким уровнем безработицы и непрерывным ростом цен – инфляцией.

    Анализ механизма современного цикла показывает, что ныне меняется сама конфигурация цикла, его воспроизводственные функции, что существенно отличает нынешний цикл от классического, т.е. от цикла свободной конкуренции. В классическом цикле, как уже отмечалось выше, исходной и определяющей фазой выступает кризис. Он является важнейшей предпосылкой поступательного развития экономики посредством обновления основного капитала, снижения издержек производства, улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции. Свою воспроизводственную функцию классический кризис выполнял главным образом через механизм ценообразования.

    В настоящее время на характер современного цикла оказывает влияние комплекс факторов, которые приводят к изменению его качественных характеристик. К этим факторам относятся:

    • монополистическая структура рынков;
    • государственное регулирование экономики;
    • научно-технический прогресс;
    • процесс глобализации (интернационализации) производства.

    Как известно, монопольное положение на рынке дает возможность фирмам получать прибыль даже при сокращении производства. Вместе с тем сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс единовременного массового обновления капитала. Поэтому в современных условиях кризис не может до конца выполнить свою "очистительную" функцию, не становится исходным пунктом массового обновления основного капитала.

    Регулирующая роль государства реализуется, прежде всего, через бюджетно-налоговую политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства расширяются государственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство. Государство также активизирует налоговые механизмы для регулирования масштабов капиталовложений и потребительского спроса. Важный инструмент антициклического регулирования государства – применение денежно-кредитной политики через изменение учетной, т.е. процентной ставки, которую взимает центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам.

    На характер экономических циклов существенное влияние оказывает научно-технический прогресс (НТП). Все более ускоряющиеся темпы НТП обусловливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров как характерная черта кризиса сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической пофазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом.

    В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. Так, в 1974–1975 гг. ведущие западные страны одновременно вступили в мировой экономический кризис перепроизводства. В 1987–1989 гг. во всех ведущих странах также синхронно начался циклический бум. После небольшого спада, длившегося меньше года, в 1990–1991 гг., США и страны Западной Европы снова синхронно перешли к экономическому подъему. Это объясняется интернационализацией производства и переходом стран на новый технологический базис производства, который еще больше усиливает международный характер рынков факторов производства (сырья, материалов, оборудования, рабочей силы) и обусловливает мировые структурные кризисы.

    Со второй половины XX в. также изменилась амплитуда колебаний деловой активности: фазы экономического спада стали короче, а фазы подъема производства – продолжительнее. Уменьшилась и амплитуда колебаний объемов производства.

    Например, в США рост ВВП в фазе подъема снизился с 30,1% в 1919–1938 гг. до 20,9% в 1948–1982 гг., а его сокращение в фазе спада уменьшилось с 14,1 до 2,5%. Спад американской экономики в 1990–1991 гг., продолжавшийся почти 9 месяцев, привел к сокращению реального ВВП всего на 1,4%. Этот спад был более короткий и более умеренный, чем два предшествовавших ему спада 1973-1975 и 1981-1982 гг.

    В начале XXI в. начался новый мировой экономический кризис, возникновение которого обусловлено следующими факторами: общей цикличностью экономического развития; дисбалансами международной торговли и движения капиталов; перегревом кредитного и фондового рынка; кредитной экспансией, развернутой в 1980-х – начале 2000-х гг., а также высокими ценами на сырьевые товары (в том числе на нефть).

    Начавшийся мировой экономический кризис является глобальным в отличие от ряда ему предшествовавших, что определяется высоким уровнем глобализации мировой экономики и финансов и началом кризиса в центре мировой экономики, а не на "периферии". Так, кризис обрушился, прежде всего, на банковскую систему США, что привело к практическому исчезновению инвестиционных банков.

    Глобальный кризис XXI в. носит системный характер, на что указывает масштабная системная несбалансированность мирового хозяйства. Мировое хозяйство не может развиваться по-старому, исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления. Падение потребления в "старых" индустриальных странах приводит к потере эффективности экономической модели, основанной на использовании дешевой рабочей силы в развивающихся странах. Дальнейшее снижение товарных цен за счет удешевления рабочей силы невозможно, так как ее ресурсы почти исчерпаны. Инфляция является одним из проявлений глобального кризиса и порождена изменением баланса между товарной и денежной массой в экономике. Обесценивается значительная часть ценных бумаг, жилой недвижимости, а также снижается покупательная способность населения.

    В 2008 и 2009 гг. большинство политиков и экономистов прогнозировало скорое завершение кризиса. Однако были и альтернативные мнения. В частности, российский экономист М. Хазин оценивал продолжительность кризиса в 5–8 лет. В 2011–2012 гг. все больше и больше экономистов стали говорить о продолжительном характере кризиса. Особенно подчеркивается, что кризис далек от завершения и он продолжает развиваться. В настоящее время мировой экономический кризис проявляется преимущественно в финансовой сфере: в дестабилизации фондовых рынков, убытках банков, росте инфляции, удорожании капиталов.

    Кризисы бывают регу­лярные (циклические), или периодические, которые повто­ряются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Ре­гулярные кризисы перепроизводства дают начало новому цик­лу, в ходе которого экономика последовательно проходит че­тыре фазы и подготавливает базу для последующего кризи­са. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономи­ки, достигая большой глубины и продолжительности.

    К нере­гулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кри­зис не дает начала новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глу­бок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924-м и 1927 гг. А в 1953-1954-м и 1960-1961 гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.

    Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером яв­ляется банковский кризис в Германии 1932 г.

    Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей на­родного хозяйства. Поводом для него могут послужить са­мые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроиз­водство. Такие кризисы бывают национальными и между­народными. К последним относится кризис мирового судо­ходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышлен­ности в 1977 г.

    Структурный кризис является нарушением закона пропор­ционального развития общественного производства. Это прояв­ляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натураль­ном выражении, необходимых для сбалансированного развития

    экономики, с другой. В 70-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризис.

    Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.

    В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государ­ственного регулирования и др.

    С позиции теории регуляции кризисы можно классифи­цировать следующим образом:

    Кризис как результат "внешнего" -шока. В этом смыс­ле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общно­сти оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;


    Циклические кризисы. Здесь кризис представляет со­бой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопив­шихся за время подъема в экономических механизмах и со­циальных процессах;

    Структурный (большой) кризис. Любой случай проявле­ния противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

    Кризис системы регуляции. Ситуация, когда механиз­мы, связанные с существующей системой регуляции, оказы­ваются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнк­турные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

    Кризис способа производства. Этот кризис характери­зуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспо­собными самые важные закономерности, на которых базиру­ется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и струк­тура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

    Вопрос 36. Безработица, виды

    Безработица – ситуация в национальной экономике, когда трудоспособное население, желающее работать, не может найти работу по специальности или трудоустроится вообще.

    Виды безработицы:

    1. Фрикционная – работнику, уволенному или покинувшему предприятие по своей воли, требуется некоторое время, чтобы найти работу. Сюда относится и молодёжь, ищущая работу впервые; женщины, вырастившие детей. Это явление нормальное, присутствует в любой экономике.

    2. Структурная – возникает в результате развития НТП, тесно связана с особенностью развития отдельных регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики может сопровождаться нехваткой других; увеличивается спрос на работников новых профессий. Структурная перестройка экономики увеличивает масштаб этой безработицы. Избежать её невозможно, т.к. экономика развивается.

    3. Скрытая – возникает в период экономического спада. Рабочий соглашается на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, работать на работах, требующих более низкой квалификации.

    4. Циклическая (застойная) – самый страшный вид безработицы, возникает в период экономического спада, т.к. кризис почти на всех товарных рынках.

    5. Экономическая – обусловлена меняющейся рыночной ситуацией – часть фирм образуются, часть терпят крах, а работники переходят в категорию безработных.

    Структурная и функциональная безработица определяют её естественный уровень – 6-7% от трудоспособного населения. Естественная безработица в экономике необходима, т.к. необходим резерв трудовых ресурсов для динамичного развития хозяйства страны.

  • Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: