Проверка возмещения пособий фсс. Камеральная проверка ФСС: как пройти без последствий Срок камеральной проверки фсс для возмещения

Любое предприятие могут посетить с проверкой инспекторы ФСС. Узнайте, что именно проверяет ФСС и какие штрафы грозят при невыполнении требований

Читайте в нашей статье:

Что проверяет ФСС

Есть несколько моментов в работе любого предприятия, благодаря которым организацию могут навестить проверяющие из ФСС.

  • верность начисления и перечисления взносов;
  • трата средств, которые были начислены страхователем по страховым случаям (декретные, больничные, отпуска по уходу за детьми);
  • получение путевок;
  • трата средств, если на предприятии кто-то из сотрудников получил травму.

Самое главное, что обычно проверяет территориальный орган ФСС – чтобы затраты на выплату страхового обеспечения были обоснованы, и чтобы все страховые взносы были правильно рассчитаны и вовремя перечислены.

Читайте также:

Все компании и бизнесмены могут проверить отчеты перед тем, как сдать их в фонды. Есть программа проверки ФСС, с помощью которой можно уточнить, верно ли заполнены таблицы расчетов, суммы базы, начислений и уплат взносов. Расчеты делаются нарастающим итогом по возмещаемым расходам. Проверка по новым контрольным соотношениям делается онлайн и абсолютно бесплатно.

Виды проверок ФСС

Проверка ФСС, утверждает ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ, может быть:

  • камеральной – проверяются расходы на выплату страхобеспечения (по заявлению на возмещение выплат или если из ФНС поступила информация из расчета по страховым взносам);
  • внеплановой выездной – в ФСС поступает жалоба от заявителя, полагающего, что ему неверно начислили страховое обеспечение;
  • плановой выездной совместной с ФНС – страхователи проверяются на предмет верности выплат страхового обеспечения;
  • назначенной для выяснения, насколько правильно исчислены, вовремя и полностью перечислены страховые взносы, которые подлежали уплате за отчетные периоды, закончившиеся до 1 января 2017 года, в государственные внебюджетные фонды.

Цель этих надзорных мероприятий – проконтролировать, как плательщик соблюдает законодательство РФ об обязательном социальном страховании.

Что проверяет ФСС при выездной проверке

Выездная проверка ФСС может быть плановой и внеплановой. Планы ревизий на год составляются территориальными органами, чтобы контролировать, как плательщиком страхвзносов соблюдаются законы. Для выездной внеплановой проверки есть три стандартные причины: запрос денег на пособия , жалоба сотрудника, реорганизация или ликвидация фирмы.

Читайте также:

Назначение и проведение документальных выездных проверок, форма актов ревизий и то, как они составляются, как принимается решение по результатам проверки – для этого всего есть единые требования, установленные законом.

Что проверяет ФСС при выездной проверке – как тратятся суммы и как начисляются и выплачиваются страховые взносы в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Заодно инспектируется страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Плановая проверка

Статья 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ защищает плательщиков страховых взносов от чрезмерного внимания контролеров ФСС и говорит, что выездная плановая ревизия может случаться максимум один раз в три года.

Это правило не распространяется на случаи:

  • когда в территориальный орган поступает жалоба от сотрудников предприятия-плательщика;
  • когда в ходе камеральной проверки ревизоры находят неполадки в начислении и уплате взносов, расходовании денег ФСС РФ или погрешности в заполнении расчета по начисленным и уплаченным взносам.

Читайте также:

Как ФСС проверяет больничные листы

Больничный лист – это единственная причина для начисления и выплаты компенсаций по временной нетрудоспособности. Он служит доказательством случившейся с человеком болезни и позволяет руководству и ФСС понять:

  • категорию заболевания;
  • насколько тяжелой была болезнь;
  • сколько времени человек провел на стационарном или амбулаторном лечении.

Поскольку без правильно оформленного больничного компенсация невозможна, сотрудникам ФСС необходимо контролировать, чтобы все документы, и больничные листы в первую очередь, соответствовали нормам.

Проверка ФСС по больничным листам может быть камеральной и выездной.

Читайте также:

Инспекторы проверяют:

  • подлинность бланка, соответствие его госстандартам;
  • у больничного есть установленная цветовая гамма, она должна быть соблюдена;
  • бумага, на которой ГОСЗНАК печатает бланки, должна быть определенной плотности;
  • подпись и личная печать врача, выдавшего заключение и подписавшего больничный – насколько они четкие и разборчивые;
  • в больничном должны присутствовать сведения о застрахованном лице, название организации-работодателя, разборчиво прописанные диагноз и период, когда человек лечился.

Как ФСС проверяет больничные листы – вместе с выяснением подлинности изучается правильность выдачи медицинским учреждением. Если есть исправления, инспекторы смотрят, заверены ли эти правки. Кроме того, внимание ФСС направлено и на срок подачи больничного .

Больной должен передать лист в бухгалтерию до того, как закончится календарный месяц, во время которого он хворал. И не позже числа подачи бухгалтерского отчета, который работодатель ежемесячно передает в ФСС. В этом отчете содержится информация об отработанном времени и начисленном доходе застрахованного лица и во время лечения, и за весь месяц.

Требуемые документы

Первое, что будут смотреть проверяющие – верность заполнения отчетов по форме 4-ФСС и 4а-ФСС. Из-за того, что пособия рассчитываются, исходя из предыдущих периодов, то все документы по расходам нужно хранить пять лет как минимум.

Читайте также:

Разумеется, ревизор может запросить и другие документы. Если их не предоставляют сразу, после устной просьбы, то проверяемому вручается письменный запрос, который следует исполнить в течение десяти рабочих дней. Если организация не укладывается в этот срок, то на следующий день после получения требования надо послать письмо в ФСС с обоснованием задержки и просьбой продлить время предоставления. Руководство Фонда рассмотрит просьбу, после чего вынесет отдельное решение, которым увеличит срок или скажет «нет».

Результаты проверки

После камеральной проверки, если будут обнаружены нарушения, в течение 10 дней будет составлен акт. Он подписывается уполномоченными сотрудниками ФСС и представителем страхователя. Не позднее чем через 5 дней с момента издания этот акт вручается под роспись представителю нарушителя (может быть отправлен по почте, главное, чтобы дата вручения была бы зафиксирована).

Если проверяемый не согласен с фактами, выводами и предложениями, приведенными в акте, у него есть 15 дней, чтобы направить в ФСС письменные возражения. Возражать можно по поводу всего акта целиком или по его отдельным частям. К письму можно прикрепить документы (или их копии), подтверждающие приведенные аргументы.

Если в организации все в порядке, и нарушения не найдены, акт не составляется, и плательщик никак не извещается о результатах ревизии.

Как показывает практика, у плательщиков страховых взносов возникает множество вопросов, касающихся проверок, которые проводит ФСС. Поэтому мы решили напомнить о том, кто контролирует правильность исчисления работодателями, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование. Кроме того, остановимся на вопросах, непосредственно связанных с самой процедурой проведения проверки. Какие же конкретно документы интересны проверяющим из ФСС в первую очередь? Какие бухгалтерские и налоговые регистры они проверят наиболее тщательно? На какие выплаты в пользу физических лиц будет обращено самое пристальное внимание?

Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в ФСС и его территориальные органы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется посредством проведения соответствующего контроля.
ФСС вправе проверить деятельность любого работодателя. Существуют два вида проверок: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Камеральная проверка

Камеральная проверка отчетности проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ). Такая проверка проводится по месту нахождения территориального органа ФСС. При этом специального решения руководителя территориального органа ФСС для нее не требуется.
В рамках камеральной проверки осуществляется контроль:
- отчетности, представленной страхователями в отделение ФСС;
- правильности произведенных расходов при обращении страхователя за выделением средств.
Кроме того, отделения ФСС вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 7 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).

Выездные проверки

Территориальные органы ФСС разрабатывают ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут осуществлять контроль соблюдения законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). Заранее извещать лиц о предстоящей проверке органы ФСС не обязаны.
Применяя свои контрольные полномочия, территориальные органы ПФР и ФСС вправе проводить не чаще одного раза в три года совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). При этом государственные (муниципальные) учреждения не являются исключением для таких проверок. Кроме того, в рамках выездной проверки ФСС вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов.
Отметим, что в Письме ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 определены основные критерии, по которым отбирают страхователей для проведения проверки. К ним относятся, в частности:
- количество расчетов (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС (их количество должно совпадать);
- наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств ФСС (например, пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются начиная с четвертого дня болезни работника);
- осуществление страхователем выплат в пользу физических лиц, не облагаемых страховыми взносами (например, выдача материальной помощи, командировочных расходов);
- применение пониженных тарифов страховых взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок);
- несоответствия в расчетах (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);
- недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;
- нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;
- уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;
- неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам;
- поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.
При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие:
- организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;
- организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;
- камеральную проверку.
Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика.
Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.

Что проверяют органы ФСС?

ФСС и его территориальные органы проверяют:
- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

К сведению. Федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР. Повторные проверки по страховым взносам проводиться не должны.

При выездной проверке учреждения, а также по ее результатам должностные лица ФСС имеют право (ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ):
- требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и подтверждают правильность такого исчисления (уплаты);
- получать пояснения;
- сверять данные учета и отчетности;
- определять суммы страховых взносов расчетным путем на основании имеющейся у них информации.

Обратите внимание! В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ срок хранения документов, подтверждающих расходование средств на обязательное социальное страхование, составляет шесть лет.

При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя. Если контролеры проводят выездную проверку, вы вправе присутствовать на ней.
Если вы откажетесь впустить проверяющих к себе на территорию или в помещение, они имеют право самостоятельно рассчитать за вас суммы страховых взносов к уплате на основании имеющейся у них информации о страхователе и данных об аналогичных организациях и учреждениях. Аналогично будет производиться расчет в случае отсутствия учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, не позволяющим исчислить страховые взносы.

Какие документы готовить для проверки?

Проверяющие из ФСС вправе истребовать у учреждения копии необходимых для проверки документов (ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Перечень этих документов должен содержаться во вручаемом организации требовании об их представлении.
Итак, проверяющим для проведения проверки могут понадобиться:
1) учредительные документы. По ним устанавливается соответствие между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, видах деятельности и пр.;
2) учетная политика. Изучается выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов, принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета;
3) лицензии, действующие в проверяемом периоде, и другие документы;
4) отчетность по страховым взносам. Проверяются своевременность и полнота представления расчетов в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. В случае представления уточненных расчетов проверяются периоды, за которые они были представлены, даты представления уточненных расчетов с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При этом выездной проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в ФСС до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки;
5) бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов, синтетические регистры бухгалтерского учета за проверяемый период. Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета, в частности по расчетам с персоналом по оплате труда, расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по кассе и расчетным счетам в банке, по расчетам с подотчетными лицами с суммами (пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм), отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. При этом отдельно проверяются суммы выплат, отраженные в регистре бухгалтерского учета по счету "Касса", и суммы выплат, отраженные в расчетных ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, премий и других вознаграждений, расходных кассовых ордерах и других документах;
6) аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам расчетов по оплате труда, прочим выплатам персоналу и начислениям на указанные выплаты, расчетов по страховым взносам и прочих расчетов.
В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).
Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме-4 ФСС;
7) организационно-распорядительные документы, например приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера. Другими словами, изучаются документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;
8) операции по всем лицевым и банковским счетам, кассовым операциям.
Особое внимание уделяется выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов.
Следует отметить, что тщательной проверке подвергаются и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.
Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами, и др.
Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета.
Кроме того, при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Закона N 212-ФЗ, а также документальное подтверждение и размер выплаты.
Отдельно укажем документы, которые могут быть истребованы проверяющими для подтверждения правильности расходования средств ФСС:
1) пособие по временной нетрудоспособности:
- листки нетрудоспособности;
- расчет пособия;
- приказы о приеме на работу;
- табели учета рабочего времени;
- расчетно-платежные ведомости;
- трудовые книжки работников;
2) пособие по беременности и родам:
- документы, перечисленные в п. 1;
- заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам;
- приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам;

3) пособие по уходу за усыновленным ребенком на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения (при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 дней со дня их рождения):
- заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности;
- приказ о предоставлении отпуска в связи с усыновлением;
- расчет пособия;
- копия решения суда об усыновлении;
- справка о рождении, выданная органом ЗАГСа (копия свидетельства о рождении);
- справка с места работы (службы) другого супруга о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам;
4) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности:

- справка из медицинской организации, в которой женщина встала на учет в ранние сроки беременности;
5) единовременное пособие при рождении ребенка:
- заявление о назначении пособия;
- справка о рождении, выданная органом ЗАГС;
- справка с места работы (службы) другого супруга о том, что пособие ему не выплачивалось;
6) пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:
- заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;
- приказ о предоставлении отпуска;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- справка с места работы другого родителя, что он не находится в отпуске по уходу за этим ребенком и ему это пособие не выплачивается;
7) пособие на погребение (выплачивается работодателем по последнему месту работы):
- заявление на выплату пособия;
- справка о смерти, выдаваемая органом ЗАГС;

К сведению. Возможность получения материальной помощи при организации похорон, как правило, дается родственникам усопшего. Однако оформить названное пособие может любой человек, взявший на себя ответственность и расходы на проведение действий по захоронению, независимо от степени родства с покойным (например, сотрудники, друзья и др.).

8) оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами:
- заявление о предоставлении дополнительных выходных дней;
- расчет среднего заработка;
- копия свидетельства о рождении и об инвалидности ребенка и справка органов социального обеспечения о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении;
- приказ (распоряжение) руководителя организации о предоставлении работнику дополнительных выходных дней;
- справка с места работы другого родителя о том, что ему не предоставляются дополнительные выходные дни.
В случае непредставления требуемых документов контролеры могут наложить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).

Не исключено, что проверяющие захотят провести опрос сотрудников учреждения о том, какую конкретно заработную плату оно им выплачивало, например, если будут подозрения, что имели место так называемые схемы уменьшения размеров страховых взносов. Однако Закон N 212-ФЗ не наделил контролеров правом проводить подобные опросы и привлекать работников организации и иных лиц в качестве свидетелей. Также законодательством не предусмотрено, что полученные свидетельские показания должны учитываться при вынесении решения по результатам контрольных мероприятий.

Камеральная проверка ФСС проводится территориальным органом Фонда социального страхования на основании отчетности, подаваемой проверяемым юридическим лицом или ИП. Такой вид проверки осуществляется без выезда к проверяемому страхователю.

Основания для проведения камеральной проверки

Основаниями для проведения камеральной проверки ФСС является факт сдачи отчетности и/или промежуточной расчетной ведомости. Проверка проводится в течение 2 месяцев после сдачи отчета страхователя, а при выделении средств Фонда — на протяжении 10 дней с даты подачи документации (п. 6 Методических указаний по проведению камеральных проверок, утвержденных постановлением ФСС от 21.05.2008 № 110).

В соответствии с п. 2 ст. 34 федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) камеральная проверка может быть проведена в течение 3 месяцев с момента сдачи расчета по уплаченным и начисленным страховым взносам.

В связи с тем, что в различных нормативных документах указаны разные сроки, следует отталкиваться от законодательно установленного срока в 3 месяца, поскольку федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем подзаконный нормативный акт, т.е. постановление ФСС.

Под отчетностью понимаются отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Также ФСС осуществляет камеральную проверку:

  • документов, которые подаются вместе с обращением на выделение средств Фонда;
  • промежуточной расчетной ведомости и подтверждающих целевые расходы средств Фонда документов для льготников.

Отличием камеральной проверки от выездной является то, что проверяющие из территориального отделения ФСС не выезжают к работодателю, а осуществляют проверку на своем рабочем месте, т.е. по адресу регионального отделения Фонда. Проверка проводится в соответствии со ст. 34 Закона № 212-ФЗ.

Основой для проведения камеральной проверки служат сдаваемые юридическими и физическими лицами-предпринимателями расчеты по уплате и начислению страховых взносов, а также документы, которые имеются у проверяющих в отношении данного страхователя.

Что проверяют во время проведения камеральной проверки?

Камеральная проверка ФСС проводится в таком же порядке, как и налоговая (по аналогии можно применять ст. 88 Налогового кодекса). Специального решения начальства Фонда на проведение проверки не требуется, а основанием для ее начала является факт обнаружения несоответствия в данных.

О порядке проведения налоговой камеральной проверки вы сможете прочитать в нашей статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015 году» .

Проверяющих из ФСС обязательно заинтересует целевое расходование средств, предназначенных для выплат социальных страховок. Так, сличаются даты в табеле и в листке нетрудоспособности, анализируется порядок расчета страхового стажа при выплате больничных, сверяются подписи на документах. Такая более тщательная проверка, в том числе и проверка правильности заполнения листка нетрудоспособности, проводится при запрашивании пояснений тех или иных цифр, отображенных в отчете.

Оформление результатов проверки

Если при проведении камеральной проверки ошибок не выявлено, то работодатель-страхователь может и не узнать, что она проводилась. Если же в расчете страховых взносов (уплаченных и начисленных) были обнаружены ошибки или противоречивые/несоответствующие действительности сведения, то об этом факте сообщается страхователю.

Также одновременно запрашиваются пояснения выявленных при проведении камеральной проверки расхождений (ошибок или неточностей). Проверяемому страхователю дается 5 дней для предоставления пояснений либо внесения исправлений в отчетность. Страхователь вместе с пояснениями может предоставить проверяющим выписки из бухгалтерских регистров или иные документы, которые бы подтверждали достоверность предоставленных сведений.

Если в результате рассмотрения пояснений и иных документов, поданных работодателем, не будет подтверждена достоверность данных из предоставленного расчета либо если проверяемое лицо проигнорирует просьбу о передаче уточнений и пояснений, тогда инспектор, осуществляющий проверку, устанавливает, что имеет место правонарушение. В этом случае оформляется акт проверки.

Акт проверки оформляется по установленной форме, утвержденной приказом ФСС от 09.03.2010 № 37.

Порядок составления акта указан в ст. 38 Закона № 212-ФЗ. Акт составляется в 10-дневный срок после того, как истечет срок для проведения камеральной проверки.

На подписание акта проверки отводится 5 дней, а в случае пересылки почтой он считается врученным на 6-й день после отправки. Если страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка, не согласен с отраженными в акте сведениями и сделанными выводами, то он сможет в 15-дневный срок после получения акта на руки направить в ФСС письменные возражения по указанному акту. К возражениям стоит также добавить подтверждающие правоту страхователя документы.

Итоги

Камеральная проверка страхователя проводится инспекторами территориального отделения ФСС на основании предоставленной им отчетности и иных документов, которыми располагают служащие Фонда. Проверка проводится без выезда к работодателю на протяжении 3 месяцев с даты сдачи им отчетности.

Если ошибок при проведении камеральной проверки не обнаружено, то страхователю не сообщается о том, что проводилась проверка. Если же найдены ошибки/неточности/недостоверность данных, то страхователя просят дать пояснения по выявленным фактам.

Если после предоставления пояснений сведения о допущенной ошибке подтверждаются либо если страхователь проигнорировал просьбу о предоставлении пояснений, проверяющими из ФСС в 10-дневный срок составляется акт. На подписание акта отводится 5 дней. Если страхователь не соглашается с изложенными в акте выводами/сведениями, то в 15-дневный срок с даты его получения он сможет направить в ФСС свои возражения.

Камеральная проверка Правила камеральных проверок страхователей во многом схожи с порядком налоговых камеральных проверок, который установлен Налоговым кодексом РФ (ст. 88 Налогового кодекса РФ). То есть организации, которые до сих пор были плательщиками ЕСН, не столкнутся с принципиально новыми требованиями.

СХОДСТВО С НАЛОГОВЫМИ «КАМЕРАЛКАМИ»Камеральная проверка ФСС России проходит по местонахождению проверяющего органа. Предметом проверки будет отчетность плательщика взносов в ФСС России - расчеты по начисленным и уплаченным взносам, а также документы о деятельности плательщика страховых взносов, имеющиеся у фонда (ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Для проведения налоговой «камералки» не требуется специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Аналогичная норма есть и в статье 34 Закона № 212-ФЗ: проверка по уплате страховых взносов проводится без какого-либо специального разрешения руководителя органа контроля. Основанием для ее проведения является сам факт подачи отчетности по страховым взносам. Срок проверки - три месяца со дня представления плательщиком расчета. И в этом тоже сходство с нормами Налогового кодекса РФ - срок налоговой проверки исчисляется аналогично и составляет три месяца.

ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ: ВОЗМОЖЕН КОНТРОЛЬ РАСХОДОВОсобенность камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России заключается в следующем. При их проведении фонд вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. В связи с этим проверяющие могут истребовать у плательщика документы, подтверждающие данные виды расходов.

МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫОб окончании камеральной проверки, проведенной ФСС России, страхователь не узнает только в одном случае. А именно: в результате ревизии факты правонарушений не выявлены. Тогда акт проверки не составляется и о ее результатах плательщика страховых взносов не информируют.

Если же в расчетах будут выявлены ошибки, противоречия или несоответствия, то контролеры ФСС России направят плательщику требование представить в течение пяти дней пояснения. При этом организация вправе дополнительно представить выписки из регистров бухучета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам.

Допустим, ревизоры установили факт совершения правонарушения в сфере исчисления и уплаты страховых взносов. В таком случае должен быть составлен акт проверки. Специалисты ФСС России обязаны это сделать в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки. Проверяемый страхователь вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта проверки. Также можно приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в фонд документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Выездная проверка Ревизия проходит на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Однако, если у организации нет возможности предоставить помещение, проверка может проводиться по местонахождению органа контроля, то есть в ФСС России (ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

Контролирующие органы могут истребовать у плательщика взносов необходимые документы*. Для этого они должны вручить проверяемому требование об их представлении.
* Формы документов, которые будут применяться в ходе проверок, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.
Документы нужно передать в виде заверенных копий, а с подлинниками проверяющие могут ознакомиться только на территории плательщика взносов, если проверка не проходит в помещении контролирующего органа.
КАК ДОЛЖНО ОФОРМЛЯТЬСЯ НАЧАЛО РЕВИЗИИОснованием для проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля по местонахождению организации. Однако если проводится выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то решение принимает орган контроля за уплатой страховых взносов по местонахождению такого подразделения (п. 3 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Решение должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования организации;
- предмет проверки;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы работников контролирующего органа, которым поручается проведение проверки.
ПЛАНОВЫЙ И ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Особенностью надзора за уплатой страховых взносов является то, что территориальные органы ПФР и ФСС России проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ежегодных планов.

Помимо плановых выездных проверок возможны и внеплановые, которые назначаются при обращении застрахованного лица с жалобой, в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также при обращении страхователя за выделением средств. Эти проверки ФСС России будет проводить без участия ПФР. КАК ДОЛГО ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРОВЕРКАСрок выездной проверки не может превышать двух месяцев, а срок проверки обособленного подразделения - одного месяца. Причем ревизоры вправе проверять обособленные подразделения как в рамках выездной проверки головного предприятия, так и отдельно. Срок выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке.

Выездная проверка может быть приостановлена. Для этого необходимо решение руководителя (заместителя) контролирующего органа. Срок приостановления - не более шести месяцев. Исключение - случай, когда контролирующий орган не смог в указанный срок получить от иностранных государственных органов запрашиваемую информацию. В этом случае приостановление может длиться до девяти месяцев. Проверка приостанавливается и возобновляется отдельным решением. Для него возможны следующие основания:
- истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки;
- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- перевод на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Приостанавливать проверку для истребования документов разрешается не более одного раза по каждому лицу, которое должно их представить (п. 16 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
ЧТО И КАК ЧАСТО МОГУТ ИЗУЧАТЬ КОНТРОЛЕРЫВыездная проверка может охватывать максимум три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). В этом правила для контроля страхователей дублируют норму Налогового кодекса РФ о периоде, за который проводится выездная налоговая проверка (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Назначать выездную проверку одного страхователя можно не чаще, чем раз в три года, но при этом не учитываются проверки обособленных подразделений.

Однако выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Обратите внимание: Закон № 212-ФЗ не предусматривает проведения повторных проверок.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВВ последний день проверки специалисты фонда должны составить справку о проведенной выездной проверке. В документе фиксируется ее предмет и сроки, затем справка передается плательщику взносов или его уполномоченному представителю.

Акт по результатам выездной проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Акт подписывают чиновники, проводившие соответствующую проверку, и проверяемый (его уполномоченный представитель). Если страхователь отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись.

Закон № 212-ФЗ дает организациям право выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта. Так же как и при камеральной проверке, организация вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля подтверждающие документы (заверенные копии).
МОЖНО УЧАСТВОВАТЬ В РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВПосле того как истек срок на выражение несогласия с актом проверки, материалы по ней (в том числе акт и письменные возражения по нему) передаются на рассмотрение руководителю органа контроля за уплатой страховых взносов. На изучение материалов отводится 10 дней. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как и в случае с налоговой проверкой, страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично или через своего уполномоченного представителя (п. 5 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В итоге руководитель (заместитель руководителя) выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении должен быть указан срок и порядок его обжалования в вышестоящий орган, наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения. На основании уже вступившего в силу решения ФСС России направляет организации требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
КАКИХ ДЕЙСТВИЙ ЖДАТЬ ОТ РЕВИЗОРОВ

Закон № 212-ФЗ позволяет контролирующим органам проводить следующие мероприятия в рамках выездной проверки:
- доступ на территорию организации или в помещение для проведения выездной проверки;
- истребование документов при проведении проверки.

Будьте внимательны: перечень мероприятий налогового контроля значительно шире (ст. 89, 90, 92, 93, 93.1, 94, 95, 97 Налогового кодекса РФ). По сравнению с налоговиками полномочия сотрудников внебюджетных фондов существенно ограничены. При проверках уплаты страховых взносов нельзя опрашивать свидетелей, осматривать помещения, территорию страхователя, требовать документы у контрагентов организации, изымать документы и предметы, проводить экспертизу, привлекать переводчиков и понятых. Кроме того, специалисты ФСС России даже при наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, не могут производить их выемку.
ЕСЛИ ТРЕБУЕТСЯ ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ: ДВА ВАРИАНТАРешение контролирующего органа, вынесенное по итогам проверки, можно обжаловать в вышестоящий орган или суд. Причем разрешается подавать две жалобы как одновременно, так и последовательно (п. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ). Но при втором варианте надо сначала жаловаться в вышестоящий орган, а затем обращаться в суд.

Порядок следующий.
1. Жалоба подается в свободной письменной форме непосредственно в вышестоящий контролирующий орган.
2. Срок для подачи жалобы - три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок пропущен по уважительной причине, его может восстановить вышестоящий контролирующий орган.
3. Пока решение по жалобе не принято, ее можно отозвать (для этого требуется составить письменное заявление).
4. Вышестоящий контролирующий орган обязан принять решение по жалобе в течение месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих контролирующих органов.
5. О принятом решении вышестоящий контролирующий орган должен сообщить заявителю в течение трех дней.Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №2, февраль 2010 г.

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

Проверка возмещен ия пособий ФСС

Работодатель вправе получить из бюджета ФСС денежные средства на покрытие своих расходов, связанных с выплатой пособия по временной нетрудоспособности сотрудника. Но в случае если страховые взносы уплачены им в меньшем размере в силу закона, это может послужить основанием для проверки со стороны ФСС.

Вопросы возмещения ФСС страхователю выплаченного им застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности (ВН) регулируются законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В число этих нормативных актов входят Закон № 255-ФЗ , Закон № 165-ФЗ (основы ОСС), Закон № 212-ФЗ (страховые взносы), а также иные федеральные законы и нормативно-правовые акты (ч. 1 ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ).

При этом страхователи могут испытывать трудности в толковании норм вышеуказанных федеральных законов, т.к. некоторые процедурные вопросы регулируются одновременно Законом № 255-ФЗ и Законом № 212-ФЗ , а также нормативными актами Правительства РФ и ФСС РФ, иногда дополняя друг друга, иногда создавая разночтения.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Ниже приведен порядок и условия возмещения страхователю выплаченного пособия по ВН работников (см. схему 1 на стр. 68).

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ регулируется ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ , при этом следует учитывать следующее:

  • если начисленных взносов недостаточно для выплаты обес-печения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;
  • территориальный орган страховщика выделяет необходимые средства на выплату обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев проведения проверки правильности и обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения;
  • проверка может быть камеральной или выездной и проводится в порядке, установленном ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ . В этом случае решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проверки;
  • перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
  • в случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. Эта новелла введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 243-ФЗ , действует с 04.08.2013, автору неизвестны случаи отказа в выделении страхователю возмещения по этому основанию;
  • в случае отказа в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня его вынесения;
  • решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано в вышестоящий орган страховщика или в суд.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сокращенный перечень документов, которые должны быть представлены работодателем в ТО ФСС РФ для принятия им решения о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (т. н. больничных), утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н только для определенных категорий плательщиков страховых взносов (см. пп.пп. 2–4 ч. 2 ст. 57, пп.пп. 8–12 ч. 1 ст. 58 и(или) ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Другими словами, прежде всего необходимо, чтобы у страхователя были основания для исчисления, начисления и выплаты самого пособия по ВН:

  • известен и исчислен страховой стаж работника;
  • исчислен средний заработок в целях выплаты страхового обеспечения.

Далее страхователь определяет, что именно ему необходимо от ФСС: принятие расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов или возмещение понесенных расходов. Рассматриваются порядок и условия возмещения понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Право ФСС РФ проводить проверки подтверждается п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ , ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ , ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ , п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ, ст. 33 Закона № 212-ФЗ. Обязанность ФСС РФ проводить проверки подтверждается пп.пп. 4–6 ч. 2 ст. 11 Закона № 165-ФЗ.

Следующий этап: подача обращения в ТО ФСС РФ. При этом спорными могут быть вопросы, касающиеся перечня и объема документов, которые истребуются органом контроля.

Далее следует проверка правильности и полноты уплаты страховых взносов и правильности расходов страхователя на выплату пособия по ВН (камеральная или выездная), по результатам которой может быть принято положительное решение либо вынесен отказ (см. схему 2).

По общему правилу выделение (выплата, перечисление, возмещение) хозяйствующим субъектам бюджетных денежных средств без проведения проверки подтверждающих документов не производится.

Камеральная проверка

Камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за определенный период в связи с обращением страхователя проводится ТО ФСС в соответствии с требованиями постановления ФСС РФ от 21.05.2008 № 110 (далее по тексту – Указания № 110), которые отличаются от требований ст. 34 Закона № 212-ФЗ .

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если решение, принятое территориальным отделением ФСС, не устраивает страхователя, то он вправе его обжаловать.

Противоречия в данном случае нет, т.к. Закон № 255-ФЗ и Закон № 212-ФЗ регулируют общие вопросы проведения проверок, в то время как Указания № 110 регламентируют в том числе порядок и условия возмещения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, результатов камеральной проверки нужно помнить, что аргументы следует располагать «сверху вниз», т.е. от Закона № 255-ФЗ к постановлению ФСС.

По общему правилу для начала проведения камеральной проверки специального решения руководителя органа контроля не требуется. Камеральная проверка при выделении средств страхователям проводится в обязательном порядке (абз. 2 п. 3 Указаний № 110) в течение 10 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов (п. 6 Указаний № 110).

Основанием для проведения камеральной проверки является поступление от страхователя заявления о возмещении расходов по выплате застрахованному лицу (лицам) пособия по временной нетрудоспособности (название заявления может быть иным, рекомендованный образец смотрите на сайте ТО ФСС своего региона). Одновременно с заявлением страхователь представляет расчет по форме-4 ФСС за соответствующий период и копию листка нетрудоспособности с произведенным расчетом пособия. Другие подтверждающие документы представляются на основании требования органа контроля в установленный срок (см. схему 4 на стр. 72).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Возмещение пособия по ВН в восьми субъектах РФ в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 производилось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 в рамках так называемого пилотного проекта:
с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;
с 01 июля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.

В соответствии с п. 9 Указаний № 110 при проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам ФСС, копиями платежных документов, подтверждающими уплату соответствующих платежей в ФСС, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования средств на цели обязательного социального страхования (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.).

В соответствии с п. 11 Указаний № 10 если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в течение пяти дней соответствующие исправления в отчетность. Данное требование основано на ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ .

Если страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок при наличии оснований считать, что им допущены правонарушения, за которые законодательством РФ предусмотрена ответственность, такие случаи рекомендуются для включения компании в план документальных выездных проверок.

По результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию, при представлении всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства РФ в части расходования средств Фонд ФСС выделяет средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке (п. 36 Указаний № 110).

Истребование и представление документов

Вопрос о том, может ли страхователь при проведении камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности ссылаться на п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (ред. от 13.06.2013) «Об утверждении перечня документов…», считается спорным.

О том, что перечень документов должен обязательно существовать, гласит п. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ .

ВАЖНО В РАБОТЕ

Конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются отделениями Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников отделений (филиалов отделений) Фонда (абз. 15 п. 8 Указаний № 110). Это означает, что территориальный орган ФСС вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения камеральной проверки. Следовательно, заимствованный опыт не может быть использован страхователем в своей работе в полном объеме.

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н издан в соответствии с ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ . В то же время п. 3 приказа указывает на то, что данный перечень применяется определенными категориями страхователей (см. пп.пп. 2–4 ч. 2 ст. 57, пп.пп. 8–12 ч. 1 ст. 58 и(или) ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ). Поэтому орган контроля при проведении камеральной проверки кроме заявления, формы-4 ФСС и копии листка нетрудоспособности вправе затребовать и проверить другие документы. Для того чтобы определить перечень этих документов, нужно обратиться к законодательству РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Законом № 212-ФЗ и(или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны вести учет начислений взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;
  • в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы;
  • в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой взносов в ФСС, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
  • в соответствии с п. 2.1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователя сведения об остатках и недостаточности денежных средств на счетах в кредитных организациях для удовлетворения предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика, в соответствии с ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ (новелла, пункт введен Законом от 23.07.2013 № 243-ФЗ);
  • в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с начислением, уплатой взносов и расходами на выплату страхового обес-печения застрахованным лицам.

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы права и абз. 15 п. 8 Указаний, должностные лица ФСС вправе затребовать у страхователя любые документы, которые, по их мнению, им необходимы для проверки и принятия решения.

Однако это не так. Затребовать можно не любые документы страхователя, а только те, которые подтверждают расходы в отношении застрахованных работников. Таковыми документами являются:

  • листок нетрудоспособности, оформленный надлежащим образом;
  • трудовая книжка установленного образца либо трудовые договоры, подтверждающие страховой стаж;
  • справка-расчет по заработной плате (название документа может быть другим), подтверждающая правильность исчисления пособия по ВН.

Иногда претензии можно снять за считанные минуты, обратившись в вышестоящий орган контроля по телефону за разъяснениями. Вопросы должны быть простыми: например, вопрос «Может ли быть принята справка давностью 3 месяца?» – подразумевается ответ либо «да», либо «нет». Но такой вариант невозможен, если требуется разъяснение по тексту конкретного документа касательно правильности его оформления (например, листка нетрудоспособности).

В случае неразрешенных противоречий между страхователем и органом контроля можно использовать судебную практику, например постановление ФАС ДВО от 30.07.2013 № Ф03-2963/13 , в котором суд дал оценку перечню документов, запрошенных у страхователя для проведения камеральной проверки, и разъяснил, какие документы имеют отношение к предмету проверки, а какие – нет.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: