Информационная безопасность в банковской сфере. Информационная безопасность банков Кто участвует в обеспечении информационной безопасности банка

Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб Банку и/или клиенту, доверившей свою информацию Банку.

К такой информации относятся:

1. Все операции по лицевым счетам распорядителей ассигнований.

2. Сроки получения заработной платы учреждениями и организациями (по «зарплатным» договорам).

3. Планы контрольно-ревизионной работы.

4. Акты внешних и внутренних проверок.

5. Сведения о суммах, поступившего от конкретного плательщика.

6. Переписка с правоохранительными органами.

7. Сведения служебного характера, обсуждаемые в ходе совещаний, проводимых руководителями.

8. Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятий, фирм, банков и других хозяйствующих субъектов.

9. Данные о программном обеспечении, используемом для обработки "операционного дня".

10. Схема движения документов "операционного дня".

11. Структура автоматизированных систем, порядок администрирования АС и информационных ресурсов, подлежащих защите, списки паролей и имен активного оборудования.

12. Описание информационных потоков, топология телекоммуникаций Управления, схемы размещения элементов АС.

13. Система защиты информации.

14. Сведения об организационно-технических мероприятиях по защите информации.

15. Штатное расписание и численность работников банка.

16. Персональные данные о сотрудниках.

17. Сведения из личного дела работающего, трудовой книжки, карточки Ф.№Т-2.

18. Сведения о доходах гражданина и имуществе, принадлежащего ему на праве собственности, данные о заработной плате и других выплатах сотрудникам.

19. Материалы расследований по заявлениям граждан и нарушениям трудовой дисциплины.

20. Иные сведения, касающиеся деятельности банка, ограничения на распространение которых диктуются служебной необходимостью.

Ресурсы АС включают данные, информацию, программное обеспечение, аппаратные средства, средства обслуживания и телекоммуникации.

Режим защиты информации устанавливается

  • в отношении информации, содержащей государственную тайну отделом обеспечения безопасности информации банка в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов на основании Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»;

1.4.2. Возможные угрозы защищаемым информационным ресурсам

К числу идентифицированных угроз относятся:

1. Несанкционированный доступ.

2. Преднамеренные и непреднамеренные сбои в работе средств вычислительной техники, электрооборудования и т.п., ведущие к потере или искажению информации.

3. Перехват, искажение или изменение информации, передаваемой по каналам связи.

4. Нелегальное ознакомление с информацией.

1.4.3. Защита информационных ресурсов

Предотвращение возможных угроз защищаемым информационным ресурсам осуществляется:

1. От несанкционированного доступа - созданием системы защиты информации от НСД, которая представляет собой комплекс программно-технических средств и организационных решений.

К организационным решениям относится:

· обеспечение охраны объекта, на котором расположена защищаемая АС с целью предотвращения хищения СВТ, информационных носителей, а также НСД к СВТ и линиям связи;

· выбор класса защищенности АС в соответствии с особенностями обработки информации и уровнем ее конфиденциальности;

· организация учета, хранения и выдачи информационных носителей, паролей, ключей, ведение служебной документации, приемку включаемых в АС новых программных средств, а также контроль за ходом технологического процесса обработки конфиденциальной информации;

· разработка соответствующей организационно-распорядительной документации.

Подключение к глобальным вычислительным сетям осуществляется только по установлению действительной необходимости такого подключения, выполнении полного комплекса защитных мероприятий.

2. От преднамеренных и непреднамеренных сбоев в работе СВТ, электрооборудования и т.п., ведущих к потере или искажению информации.

Программное обеспечение (ПО), необходимое для функционирования информационной и телекоммуникационной систем оформляется в виде перечня и должно быть утверждено руководителем к применению.

Установка на рабочие места любых программ производится только специалистами ИТО. Самостоятельная установка программного обеспечения категорически запрещена.

С целью обеспечения защиты конфиденциальной информации от искажения или уничтожения в случае сбоев в работе СВТ и оборудования ведется резервирование защищаемой информации, а также используются источники бесперебойного питания. Периодичность и порядок проведения резервного копирования определяет администратор ЛВС, исходя из необходимости сохранности информации, ПО баз данных.

3. Перехват, искажение или изменение информации, передаваемой по каналам связи.

Передача конфиденциальной информации с грифом «Для служебного пользования» по открытым каналам связи с использованием электронной почты, факсимильной связи и любых других видов связи без использования средств шифрования запрещена.

Электронная почта используется для осуществления документооборота банка с другими организациями. Места размещения коммутационного оборудования по истечении рабочего дня опечатываются, двери закрываются на замок, доступ в них посторонним лицам без сопровождения ответственного лица запрещен. (Посторонними являются и сотрудники банка, которые по своим функциональным обязанностям не имеют отношения к эксплуатации данного оборудования).

Ответственными лицами регулярно проводится визуальный контроль всех телекоммуникаций с целью выявления или своевременного предотвращения попыток подключения специальных устройств для съема информации.

4. Нелегальное ознакомление с информацией.

С целью предотвращения нелегального ознакомления с информацией вход в помещения, где обрабатывается информация, подлежащая защите, должен быть ограничен.

При организации своего рабочего места сотрудник так располагает экран дисплея, чтобы затруднить просмотр информации выведенной на экран посторонним лицам.

При оставлении по каким-либо причинам своего рабочего места сотрудник обязан выйти из сети или заблокировать экран монитора.

1.4.4. Защита от вирусов

Какой должна быть антивирусная защита?

В общем случае, антивирусная защита банковской информационной системы должна строиться по иерархическому принципу:

  • службы общекорпоративного уровня - 1-й уровень иерархии;
  • службы подразделений или филиалов - 2-й уровень иерархии;
  • службы конечных пользователей - 3-й уровень иерархии.

Службы всех уровней объединяются в единую вычислительную сеть (образуют единую инфраструктуру), посредством локальной вычислительной сети.

Службы общекорпоративного уровня должны функционировать в непрерывном режиме.

Управление всех уровней должно осуществляться специальным персоналом, для чего должны быть предусмотрены средства централизованного администрирования.

Антивирусная система должна предоставлять следующие виды сервисов на общекорпоративном уровне:

  • получение обновления программного обеспечения и антивирусных баз;
  • управление распространением антивирусного программного обеспечения;
  • управление обновлением антивирусных баз;
  • контроль за работой системы в целом (получение предупреждений об обнаружении вируса, регулярное получение комплексных отчетов о работе системы в целом);

на уровне подразделений:

  • обновление антивирусных баз конечных пользователей;
  • обновление антивирусного программного обеспечения конечных пользователей, управление локальными группами пользователей;
  • на уровне конечных пользователей:
  • автоматическая антивирусная защита данных пользователя.

Функциональные требования

  • Удаленное управление. Возможность управления всей системой с одного рабочего места (например, с рабочей станции администратора).
  • Ведение журналов. Ведение журналов работы в удобной настраиваемой форме.
  • Оповещения. В системе защиты должна быть возможность отправки оповещений о происходящих событиях.
  • Производительность системы. Необходимо регулировать уровень нагрузки от антивирусной защиты
  • Защита от различных типов вирусов. Необходимо обеспечить возможность обнаружения вирусов исполняемых файлов, макросов документов. Кроме этого, должна быть предусмотрены механизмы обнаружения неизвестных программному обеспечению вирусов.
  • Постоянная защита рабочих станций. На рабочих станциях должно работать программное обеспечение, обеспечивающее проверку файлов при их открытии и записи на диск.
  • Автоматическое обновление антивирусной базы. Должна быть предусмотрена возможность автоматического получения обновлений антивирусной базы и обновления антивирусной базы на клиентах.

Общие требования

  • Программно-технические компоненты системы антивирусной защиты должны обеспечивать формирование интегрированной вычислительной среды, удовлетворяющей следующим общим принципам создания автоматизированных систем:
  • Надежность - система в целом должна обладать продолжать функционировать независимо от функционирования отдельных узлов системы и должна обладать средствами восстановления после отказа.
  • Масштабируемость - система антивирусной защиты должна формироваться с учетом роста числа защищенных объектов.
  • Открытость - система должна формироваться с учетом возможности пополнения и обновления ее функций и состава, без нарушения функционирования вычислительной среды в целом.
  • Совместимость - поддержка антивирусным программным обеспечением максимально-возможного количества сетевых ресурсов. В структуре и функциональных особенностях компонент должны быть представлены средства взаимодействия с другими системами.
  • Унифицированность (однородность) - компоненты должны представлять собой стандартные, промышленные системы и средства, имеющие широкую сферу применения и проверенные многократным использованием.
  • Кроме того, система должна обеспечивать регулярное обновление используемой антивирусной базы, содержать в себе механизмы поиска ранее неизвестных вирусов и макро вирусов, как наиболее распространенных и опасных в настоящее время.

Требования к надежности и функционированию системы

  • Система антивирусной защиты не должна нарушать логику работы остальных используемых приложений.
  • Система должна обеспечивать возможность вернуться к использованию предыдущей версии антивирусных баз.
  • Система должна функционировать в режиме функционирования объекта (рабочая станция/сервер) на котором она установлена.
  • Система должна обеспечивать оповещение администратора системы при сбоях или обнаружении вирусов.

1. На первом уровне защищают подключение в Интернет или сеть поставщика услуг связи - это межсетевой экран и почтовые шлюзы, поскольку по статистике именно оттуда попадает около 80% вирусов. Необходимо отметить что таким образом будет обнаружено не более 30% вирусов, так как оставшиеся 70% будут обнаружены только в процессе выполнения.

Применение антивирусов для межсетевых экранов на сегодняшний день сводится к осуществлению фильтрации доступа в Интернет при одновременной проверке на вирусы проходящего трафика.

Осуществляемая такими продуктами антивирусная проверка сильно замедляет работу и имеет крайне не высокий уровень обнаружения, по этому в отсутвии необходимости фильтрации посещаемых пользователями веб-узлов применение таких продуктов является не целесообразным.

2. Как правило, защищают файл-сервера, сервера баз данных и сервера систем коллективной работы, поскольку именно они содержат наиболее важную информацию. Антивирус не является заменой средствам резервного копирования информации, однако без него можно столкнуться с ситуацией, когда резервные копии заражены, а вирус активизируется спустя полгода с момента заражения.

3. Ну и напоследок защищают рабочие станции, те хоть и не содержат важной информации, но защита может сильно снизить время аварийного восстановления.

Фактически, антивирусной защите подлежат все компоненты банковской информационной системы, связанные с транспортировкой информации и/или ее хранением:

Ø Файл-серверы;

Ø Рабочие станции;

Ø Рабочие станции мобильных пользователей;

Ø Сервера резервного копирования;

Ø Сервера электронной почты;

Ø Защита рабочих мест (в т.ч. мобильных пользователей) должна осуществляться антивирусными средствами и средствами сетевого экранирования рабочих станций.

Средства сетевого экранирования призваны в первую очередь обеспечивать защиту мобильных пользователей при работе через Интернет, а также обеспечивать защиту рабочих станций ЛВС компании от внутренних нарушителей политики безопасности.

Основные особенности сетевых экранов для рабочих станций:

Контролируют подключения в обе стороны

Позволяют известным приложениям получить доступ в Интернет без вмешательства пользователя (autoconfig)

Мастер конфигурирования на каждое приложение (только установленные приложения могут проявлять сетевую активность)

Делают ПК невидимым в Интернет (прячет порты)

Предотвращают известные хакерские атаки и троянские кони

Извещают пользователя о попытках взлома

Записывают информацию о подключениях в лог файл

Предотвращают отправку данных, определённых как конфиденциальные от отправки без предварительного уведомления

Не дают серверам получать информацию без ведома пользователя (cookies)

Антивирусная защита информационных систем - важнейшая и постоянная функция общей системы экономической безопасности банка. В этом деле недопустимы временные послабления и отступления от стандартов. Независимо от уже существующих в банке решений по антивирусной защите всегда полезно провести дополнительный аудит и оценить систему глазами независимого и компетентного эксперта.

Какие основные проблемы в области обеспечения безопасности вы выделяете на настоящий момент как в аспекте информационной безопасности, так и с точки зрения обеспечения безопасности бизнеса?
Андрей Богословских, директор Дирекции информационных технологий Росбанка: Нацеленность хакерского сообщества на создание вредоносного кода, адаптированного к технологиям систем дистанционного банковского обслуживания. Кража паролей и ключевой информации с зараженных компьютеров клиентов.
Константин Меденцев, вице-президент по информационным технологиям Московского Банка Реконструкции и Развития: Основной задачей информационной безопасности является обеспечение и совершенствование защиты информационной инфраструктуры. Информационные технологии все шире используются и в криминальных целях. Технологии становятся более доступными, и стоимость атак на информационные системы снижается, тогда как защита электронных информационных ресурсов обходится все дороже. С помощью информационных систем кредитным организациям удается существенно снизить издержки на обслуживание клиентов, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли. Однако механизмы исполнения установленных регуляторами требований ведут к значительному удорожанию банковского обслуживания. Чем выше уровень защиты данных, тем, разумеется, труднее их получить, так как усложняется архитектура соответствующих автоматизированных систем. В этой связи важно найти интегрированный подход или алгоритм действий, реализация которого позволит выполнить законные требования, но при этом не скажется отрицательно на деятельности банка и не приведет к удорожанию продуктов и услуг для потребителя.
Владилен Новоселецкий, начальник Управления информационной безопасности БИНБАНКа: Главная проблема - ограниченность финансирования ИБ. Она во многом определяет все остальные проблемы.

Вторая проблема - выбор для бизнеса той степени свободы, которая, с одной стороны, не позволит злоумышленникам разорить бизнес, с другой - не задушит бизнес. Очевидно, что инцидентов ИБ не будет, если все запретить. Но тогда и бизнес развиваться не будет. Поэтому нужно найти баланс между необходимой для бизнеса свободой действий и необходимой для обеспечения ИБ системой ограничений.

Третья проблема - проблема выбора СЗИ с требуемым функционалом, не оказывающих заметного негативного влияния на защищаемые средства (проблема функциональности и совместимости). СЗИ на рынке предлагается много, но... гладко было на бумаге.

Четвертая проблема - правовая - лицензирование деятельности с использованием СКЗИ, сертификация СЗИ и аттестация объектов автоматизации. Среди сертифицированных ФСТЭК России (ФСБ России) СЗИ большинство устарели. Поэтому при выборе СЗИ возникает дилемма: выполнить требования ФЗ, приобретя сертифицированное, но устаревшее СЗИ. Либо приобрести СЗИ новейшей разработки и, соответственно, более эффективное, но несертифицированное. Если выбран и уже приобретен несертифицированный вариант СЗИ, то его последующая сертификация превращается просто в кормушку для занимающихся этим организаций. В ходе сертификации СЗИ лучше не станет, но станет гораздо дороже. А если результат сертификации окажется отрицательным, то что делать с этим СЗИ? Вернуть продавцу?

Олег Подкопаев, директор по информационным технологиям Русфинанс Банка: Как всегда, основной угрозой информационной безопасности организации и бизнеса является инсайдер. И хотя последствия инсайдерских действий, как правило, менее заметны в явном виде, а иногда даже просто не видны - именно в этом заключается их основная опасность. Компрометация клиентской базы, например, помимо прямых юридических рисков в дальнейшем приводит к снижению бизнеса и потере доли на рынке, причем последствия становятся видны только тогда, когда делать что-либо уже поздно. Соответственно, основные усилия должны быть направлены на превентивные мероприятия, позволяющие не допустить подобной утечки либо вовремя ее выявить.

Александр Туркин, руководитель Центра верификации и информационного обеспечения БИНБАНКа: С аттестацией объектов информатизации картина такая: при любом изменении объект нужно переаттестовывать. Но в банке изменения происходят непрерывно! Меняется как компьютерное оборудование, так и программное обеспечение, технология работ. Таким образом, формально аттестация/переаттестация превращается в непрерывный бесконечный процесс с бесконечными расходами.

Как известно, для использования СКЗИ, подпадающих под постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 957, утвердившее Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами, необходимы лицензии ФСБ России. Но тогда они нужны не только для банка, но и для всех клиентов системы Клиент-Банк. Аналогично для всех клиентов систем электронного обмена с ФНС, Пенсионным фондом и т. п. Получается, что лицензии ФСБ России нужны для большинства организаций страны.

Евгений Шевцов, вице-президент ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК»: Кредитно-финансовые организации сегодня все чаще сталкиваются с широким спектром существующих угроз, таких как компьютерное мошенничество, компьютерные вирусы, взлом компьютерных систем, отказ в обслуживании и т. д. Высокая зависимость этих организаций, нашего банка в частности, от информационных ресурсов, объединение корпоративных сетей и сетей общего доступа, совместное использование информационных ресурсов повышают уязвимость от подобных угроз. Поскольку существующие в банке информационные системы изначально не проектировались с необходимым уровнем защищенности, то в большинстве случаев возможности обеспечения информационной безопасности ограничены.

Важнейшей проблемой, стоящей перед руководством и службой безопасности, является проблема внутренних угроз информационной безопасности, или, иными словами, проблема защиты информации от инсайдеров.

Поэтому сегодня, как в аспекте информационной безопасности, так и с точки зрения обеспечения безопасности бизнеса, жизненно необходима комплексная система информационной безопасности, которая задействует не только технические, но и организационные ресурсы, создание которой может обойтись банку значительно дешевле, чем ликвидация последствий угроз ИБ.

Изменился ли в результате кризиса характер взаимоотношений между IT-подразделением банка и службой безопасности? Произошло ли перераспределение обязанностей и функций? Каким образом?

Андрей Богословских: Кризис не изменил взаимоотношения между IT и безопасностью.

Константин Меденцев: Финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на характер ведения бизнеса, что в ряде случаев повлекло за собой заметные изменения в структуре кредитных организаций, связанные либо с сокращением, либо с перераспределением задач между подразделениями. В части информационной безопасности с основными смежными подразделениями, а именно - с подразделениями информационных технологий. Наблюдения показывают, что в ряде случаев имеет место передача функций, связанных с эксплуатацией систем обеспечения информационной безопасности, в подразделения информационных технологий. Однако негативное влияние данного перераспределения на ведение бизнеса в целом в основе своей может быть проявиться только в случае отсутствия оперативной корректировки процедур взаимодействия смежных подразделений. В случае грамотного описания процедур взаимодействия негативного влияния данное перераспределение не оказывает.

Владилен Новоселецкий: В связи со вступлением в действие Закона «О персональных данных» характер взаимоотношений должен был бы измениться в сторону ИБ. Но он не изменился. Возможно, что основной вклад в это внес кризис.

Олег Подкопаев: Кризис как таковой, конечно, на такие взаимоотношения не повлиял, поскольку его сущность была иной. Но с точки зрения взаимодействия подразделений банка действия стали слаженнее. В большей мере повлияли требования регуляторов, реализация которых требует более четкого взаимодействия служб IT и безопасности. При этом распределение функций не меняется: подразделения информационной безопасности являются регулирующими и контролирующими органами внутри банка, IT призвано реализовывать и обеспечивать информационную безопасность.

Евгений Шевцов: Характер взаимодействия не изменился. Обязанности и функции подразделений остались прежними, определяемыми нормативными документами банка.

Как вы оцениваете роль регулятора в области информационной безопасности банка? Насколько полезны, в частности, те шаги, которые ЦБ РФ предпринимает в законодательной сфере?

Андрей Богословских: Банк России разрабатывает стандарты ИБ, они носят рекомендательный характер (не являются законодательной сферой). Оценка двоякая. С одной стороны, стандарты ИБ ЦБ РФ полезны, так как они базируются на современных международных стандартах по ИБ. С другой стороны, в них много спорного, так как они базируются еще и на устаревших методиках и инструкциях Гостехкомиссии (ФСТЭК).

Константин Меденцев: Усилия Центрального банка не могут оставаться незамеченными. Важной вехой в становлении нормативно-методической базы Центрального банка в области информационной безопасности стал выпуск ряда регламентирующих документов. Таких как «Методика оценки соответствия информационной безопасности требованиям СТО БР ИБСС-1.0-2008» и «Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности».

Олег Подкопаев: Я полагаю, ЦБ РФ поступает абсолютно правильно, приучая банки к мысли о возможной регуляции в области информационной безопасности. Причем это делается очень разумно, посредством выпуска сначала рекомендаций и методик самооценки, проведением пилотов по аудиту информационной безопасности, и лишь потом - а это вопрос времени - введением обязательных требований.

Александр Туркин: Регуляторов в области ИБ у нас три: ЦБ РФ, ФСТЭК России, ФСБ России. Шаги ЦБ в законодательной сфере предпринимаются в интересах банков, поэтому они, безусловно, для банков полезны, а вот насколько они окажутся эффективны - время покажет. Пока похоже, что какой-то эффект будет, хотя может и меньше, чем хотелось бы. Получили отсрочку на год, и ФСТЭК России снял гриф ДСП с четырех своих документов - уже хорошо. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что роль Банка России в этом вопросе, несомненно, позитивная. По приглашению Андрея Петровича Курило мы вошли в Рабочую группу АРБ по Закону № 152-ФЗ. Предложения и замечания по совершенствованию законодательства в сфере персональных данных, родившиеся в процессе совещаний Рабочей группы, я думаю, внесли значительный вклад в общую копилку.

Евгений Шевцов: Основным документом, которым руководствуется в своей деятельности служба информационной безопасности банка, является Стандарт Банка России: «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» (СТО БР ИББС-1.0-2008). Ожидаем, что новая редакция документа станет отраслевым стандартом для кредитно-финансовых организаций РФ.

Вступление в силу требований Закона № 152-ФЗ в полном объеме. Насколько сегодня банки готовы к этому? Что дает годичная отсрочка, которой удалось добиться?

Андрей Богословских: Банки не готовы. Годовая отсрочка мало что дает. Защищать ПД сильнее, чем банковскую и коммерческую тайну, - это нонсенс.

Константин Меденцев: Несмотря на то что Федеральный закон «О персональных данных» был принят еще в 2006 г., нормативно-методические документы, регламентирующие процессы построения систем защиты персональных данных, вышли в свет существенно позже. Учитывая немалые объемы финансовых затрат на реализацию систем защиты, у операторов обработки персональных данных на их реализацию осталось слишком мало времени. В этой связи годичная отсрочка пришлась очень кстати.

Олег Подкопаев: Естественно, никто, в том числе и банки, к введению Закона № 152-ФЗ в полном объеме не готов. Более того, не готовы регуляторы, что в общем-то и определило возможность переноса сроков. Причем годичная отсрочка здесь нужна не столько операторам, сколько законодателям, чтобы внести необходимые поправки, сформулированные в процессе попыток практической реализации требований Закона и соответствующих нормативных актов. Я думаю, это будет сделано в течение 2010 г. Будет также понятнее, что и как делать, требования станут больше соответствовать реалиям, и, наконец, у консультантов поднакопится опыт реализации на «пилотных» проектах.

Александр Туркин: Тут одна из проблем - толкование этого ФЗ и подзаконных актов. Если подходить формально и строго, то банки не готовы, и год отсрочки ситуацию кардинально не изменит. Если ряд требований будут скорректированы в сторону их ослабления, то степень готовности повысится.

Евгений Шевцов: Годичная отсрочка дает возможность сэкономить денежные средства при выполнении этих требований.

В связи с развитием дистанционного банковского обслуживания и планами активного развития банков в этом направлении насколько серьезной представляется проблема DDOS-атак на сайты банков, фишинга и прочих угроз для каналов ДБО?

Андрей Богословских: Угроза DDoS серьезна, но не сама по себе, а как средство сокрытия мошеннических транзакций с использованием украденных реквизитов клиентов.

Константин Меденцев: Как уже говорилось, развитие информационных технологий оказывает влияние и на криминальную сферу. Однако системы дистанционного банковского обслуживания при грамотном построении могут вполне уверенно противостоять некоторым видам угроз. Существующие в настоящее время средства мониторинга сетевой активности позволяют выявить источник DDOS-атаки достаточно быстро и наряду с этим позволяют предотвратить нанесение ущерба техническим средствам самой системы дистанционного банковского обслуживания. Однако проблемы, связанные с несанкционированным использованием ключевой информации, мало кого обошли стороной. Исключить данное явление возможно только совместными усилиями как со стороны кредитных организаций - путем внедрения более совершенных механизмов реализации криптографических процедур, так и со стороны самих клиентов - путем неукоснительного соблюдения рекомендаций по обеспечению информационной безопасности.

Александр Туркин: Проблема одна из самых серьезных. В некоторых банках накоплено много информации об источниках таких угроз. Ее консолидация, вероятно, могла бы существенно повысить раскрываемость в данной сфере. Но заинтересованного в такой информации консолидирующего правоохранительного органа не видно. И это при том, что в Доктрине информационной безопасности РФ эта угроза рассматривается как серьезная для экономики страны.

Евгений Шевцов: Считаю данную проблему серьезной. Банку необходимы инструменты, позволяющие предотвращать такие атаки на начальном этапе их действия. И не просто предотвращать, а защищать.

Какие основные проблемы/угрозы для своей деятельности с точки зрения ИБ вы видите на ближайшее будущее - 2010 г.?

Андрей Богословских: Соблюдение требований методических рекомендаций ФСБ и ФСТЭК по защите ПД. Развитие направления мошенничества с использованием каналов ДБО.

Константин Меденцев: Технический прогресс неуклонно идет вперед. Как уже отмечалось ранее, проникновение информационных технологий в криминальную сферу происходит ускоренными темпами. В этой связи представляется, что количество угроз информационной безопасности деятельности кредитных организаций может только возрастать. Однако более детальную оценку их характера и последствий сможет дать только время.

Владилен Новоселецкий: Основная проблема - приведение банка в соответствие с Законом «О персональных данных», а основная угроза - недопонимание или неверное понимание этой проблемы со стороны всех тех лиц, от которых зависит ее решение.

Евгений Шевцов: В рамках создания системы защиты персональных данных рассмотреть вопрос организации комплексной системы безопасности информационных ресурсов банка.

Оценить:

Стратегия информационной безопасности банков весьма сильно отличается от аналогичных стратегий других компаний и организаций. Это обусловлено прежде всего специфическим характером угроз, а также публичной деятельностью банков, которые вынуждены делать доступ к счетам достаточно легким с целью удобства для клиентов.

Обычная компания строит свою информационную безопасность, исходя лишь из узкого круга потенциальных угроз - главным образом защита информации от конкурентов (в российских реалиях основной задачей является защита информации от налоговых органов и преступного сообщества с целью уменьшения вероятности неконтролируемого роста налоговых выплат и рэкета). Такая информация интересна лишь узкому кругу заинтересованных лиц и организаций и редко бывает ликвидна, т.е. обращаема в денежную форму.

Информационная безопасность банка должна учитывать следующие специфические факторы:

1. Хранимая и обрабатываемая в банковских системах информация представляет собой реальные деньги. На основании информации компьютера могут производится выплаты, открываться кредиты, переводиться значительные суммы. Вполне понятно, что незаконное манипулирование с такой информацией может привести к серьезным убыткам. Эта особенность резко расширяет круг преступников, покушающихся именно на банки (в отличие от, например, промышленных компаний, внутренняя информация которых мало кому интересна).

2. Информация в банковских системах затрагивает интересы большого количества людей и организаций - клиентов банка. Как правило, она конфиденциальна, и банк несет ответственность за обеспечение требуемой степени секретности перед своими клиентами. Естественно, клиенты вправе ожидать, что банк должен заботиться об их интересах, в противном случае он рискует своей репутацией со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Конкурентоспособность банка зависит от того, насколько клиенту удобно работать с банком, а также насколько широк спектр предоставляемых услуг, включая услуги, связанные с удаленным доступом. Поэтому клиент должен иметь возможность быстро и без утомительных процедур распоряжаться своими деньгами. Но такая легкость доступа к деньгам повышает вероятность преступного проникновения в банковские системы.

4. Информационная безопасность банка (в отличие от большинства компаний) должна обеспечивать высокую надежность работы компьютерных систем даже в случае нештатных ситуаций, поскольку банк несет ответственность не только за свои средства, но и за деньги клиентов.

5. Банк хранит важную информацию о своих клиентах, что расширяет круг потенциальных злоумышленников, заинтересованных в краже или порче такой информации.

Преступления в банковской сфере также имеют свои особенности :

    Многие преступления, совершенные в финансовой сфере остаются неизвестными для широкой публики в связи с тем, что руководители банков не хотят тревожить своих акционеров, боятся подвергнуть свою организацию новым атакам, опасаются подпортить свою репутацию надежного хранилища средств и, как следствие, потерять клиентов.

    Как правило, злоумышленники обычно используют свои собственные счета, на который переводятся похищенные суммы. Большинство преступников не знают, как «отмыть» украденные деньги. Умение совершить преступление и умение получить деньги - это не одно и то же.

    Большинство компьютерных преступлений - мелкие. Ущерб от них лежит в интервале от $10.000 до $50.000.

    Успешные компьютерные преступления, как правило, требуют большого количества банковских операций (до нескольких сотен). Однако крупные суммы могут пересылаться и всего за несколько транзакций.

    Большинство злоумышленников - клерки. Хотя высший персонал банка также может совершать преступления и нанести банку гораздо больший ущерб - такого рода случаи единичны.

    Компьютерные преступления не всегда высокотехнологичны. Достаточно подделки данных, изменения параметров среды АСОИБ и т.д., а эти действия доступны и обслуживающему персоналу.

    Многие злоумышленники объясняют свои действия тем, что они всего лишь берут в долг у банка с последующим возвратом. Впрочем «возврата», как правило, не происходит.

Специфика защиты автоматизированных систем обработки информации банков (АСОИБ) обусловлена особенностями решаемых ими задач:

    Как правило АСОИБ обрабатывают большой поток постоянно поступающих запросов в реальном масштабе времени, каждый из которых не требует для обработки многочисленных ресурсов, но все вместе они могут быть обработаны только высокопроизводительной системой;

    В АСОИБ хранится и обрабатывается конфиденциальная информация, не предназначенная для широкой публики. Ее подделка или утечка могут привести к серьезным (для банка или его клиентов) последствиям. Поэтому АСОИБ обречены оставаться относительно закрытыми, работать под управлением специфического программного обеспечения и уделять большое внимание обеспечению своей безопасности;

    Другой особенностью АСОИБ является повышенные требования к надежности аппаратного и программного обеспечения. В силу этого многие современные АСОИБ тяготеют к так называемой отказоустойчивой архитектуре компьютеров, позволяющей осуществлять непрерывную обработку информации даже в условиях различных сбоев и отказов.

Можно выделить два типа задач, решаемых АСОИБ:

1. Аналитические. К этому типу относятся задачи планирования, анализа счетов и т.д. Они не являются оперативными и могут требовать для решения длительного времени, а их результаты могут оказать влияние на политику банка в отношении конкретного клиента или проекта. Поэтому подсистема, с помощью которой решаются аналитические задачи, должна быть надежно изолирована от основной системы обработки информации. Для решения такого рода задач обычно не требуется мощных вычислительных ресурсов, обычно достаточно 10-20% мощности всей системы. Однако ввиду возможной ценности результатов их защита должна быть постоянной.

2. Повседневные. К этому типу относятся задачи, решаемые в повседневной деятельности, в первую очередь выполнение платежей и корректировка счетов. Именно они и определяют размер и мощность основной системы банка; для их решения обычно требуется гораздо больше ресурсов, чем для аналитических задач. В то же время ценность информации, обрабатываемой при решении таких задач, имеет временный характер. Постепенно ценность информации, например, о выполнении какого-либо платежа, становиться не актуальной. Естественно, это зависит от многих факторов, как-то: суммы и времени платежа, номера счета, дополнительных характеристик и т.д. Поэтому, обычно бывает достаточным обеспечить защиту платежа именно в момент его осуществления. При этом защита самого процесса обработки и конечных результатов должна быть постоянной.

Каким же мерам защиты систем обработки информации отдают предпочтение зарубежные специалисты? На этот вопрос можно ответить, используя результаты опроса, проведенного Datapro Information Group в 1994 году среди банков и финансовых организаций :

    Сформулированную политику информационной безопасности имеют 82% опрошенных. По сравнению с 1991 годом процент организаций, имеющих политику безопасности, увеличился на 13%.

    Еще 12% опрошенных планируют разработать политику безопасности. Четко выражена следующая тенденция: организации с большим числом персонала предпочитают иметь разработанную политику безопасности в большей степени, чем организации с небольшим количеством персонала. Например, по данным этого опроса, всего лишь 66% организаций, с числом сотрудников менее 100 человек имеют политику безопасности, тогда как для организаций с числом сотрудников более 5000 человек доля таких организаций составляет 99%.

    В 88% организаций, имеющих политику информационной безопасности, существует специальное подразделение, которое отвечает за ее реализацию. В тех организациях, которые не содержат такое подразделение, эти функции, в основном, возложены на администратора системы (29%), на менеджера информационной системы (27%) или на службу физической безопасности (25%). Это означает, что существует тенденция выделения сотрудников, отвечающих за компьютерную безопасность, в специальное подразделение.

    В плане защиты особое внимание уделяется защите компьютерных сетей (90%), больших ЭВМ (82%), восстановлению информации после аварий и катастроф (73%), защите от компьютерных вирусов (72%), защите персональных ЭВМ (69%).

Можно сделать следующие выводы об особенностях защиты информации в зарубежных финансовых системах :

    Главное в защите финансовых организаций - оперативное и по возможности полное восстановление информации после аварий и сбоев. Около 60% опрошенных финансовых организаций имеют план такого восстановления, который ежегодно пересматривается в более чем 80% из них. В основном, защита информации от разрушения достигается созданием резервных копий и их внешним хранением, использованием средств бесперебойного электропитания и организацией «горячего» резерва аппаратных средств.

    Следующая по важности для финансовых организаций проблема - это управление доступом пользователей к хранимой и обрабатываемой информации. Здесь широко используются различные программные системы управления доступом, которые иногда могут заменять и антивирусные программные средства. В основном используются приобретенные программные средства управления доступом. Причем в финансовых организациях особое внимание уделяют такому управлению пользователей именно в сети. Однако сертифицированные средства управления доступом встречаются крайне редко (3%). Это можно объяснить тем, что с сертифицированными программными средствами трудно работать и они крайне дороги в эксплуатации. Это объясняется тем, что параметры сертификации разрабатывались с учетом требований, предъявляемым к военным системам.

    К отличиям организации защиты сетей ЭВМ в финансовых организациях можно отнести широкое использование стандартного (т.е. адаптированного, но не специально разработанного для конкретной организации) коммерческого программного обеспечения для управления доступом к сети (82%), защита точек подключения к системе через коммутируемые линии связи (69%). Скорее всего это связано с большей распространенностью средств телекоммуникаций в финансовых сферах и желание защититься от вмешательства извне. Другие способы защиты, такие как применение антивирусных средств, оконечное и канальное шифрование передаваемых данных, аутентификация сообщений применяются примерно одинаково и, в основном (за исключением антивирусных средств), менее чем в 50% опрошенных организаций.

    Большое внимание в финансовых организациях уделяется физической защите помещений, в которых расположены компьютеры (около 40%). Это означает, что защита ЭВМ от доступа посторонних лиц решается не только с помощью программных средств, но и организационно-технических (охрана, кодовые замки и т.д.).

    Шифрование локальной информации применяют чуть более 20% финансовых организаций. Причинами этого являются сложность распространения ключей, жесткие требования к быстродействию системы, а также необходимость оперативного восстановления информации при сбоях и отказах оборудования.

    Значительно меньшее внимание в финансовых организациях уделяется защите телефонных линий связи (4%) и использованию ЭВМ, разработанных с учетом требования стандарта Tempest (защита от утечки информации по каналам электромагнитных излучений и наводок). В государственных организациях решению проблемы противодействия получению информации с использованием электромагнитных излучений и наводок уделяют гораздо большее внимание.

Анализ статистики позволяет сделать важный вывод: защита финансовых организаций (в том числе и банков) строится несколько иначе, чем обычных коммерческих и государственных организаций. Следовательно для защиты АСОИБ нельзя применять те же самые технические и организационные решения, которые были разработаны для стандартных ситуаций. Нельзя бездумно копировать чужие системы - они разрабатывались для иных условий.

Информационная безопасность банка - это состояние защищенности всех его информационных активов от внешних и внутренних информационных угроз.

От информационной безопасности банка зависят его репутация и конкурентоспособность. Высокий уровень обеспечения информационной безопасности банка позволяет минимизировать риски (табл. 8.4.1).

Риски информационной безопасности

Таблица 8.4.1

1 См.: Банкиры разоблачили новую схему мошенничества по выводу средств со счетов // RT News (на русском). 2016.25 янв. URL: https://russian.rt.com/article/144011 (дата обращения: 07.06.2016).

Особенности банковских информационных систем: хранят и обрабатывают большое количество данных о финансовом состоянии и деятельности физических и юридических лиц; имеют инструменты совершения трансакций, ведущих к финансовым последствиям. Информационные системы не могут быть полностью закрытыми, поскольку должны отвечать современным требованиям к уровню обслуживания (иметь систему онлайн-банкинга, сеть банкоматов, подключенных к публичным каналам связи, и т. д.). Указанные особенности приводят к тому, что информационные активы кредитных организаций являются желанной целью злоумышленников и нуждаются в серьезной защите.

Главная задача злоумышленников (внешних нарушителей и инсайдеров), атакующих информационные системы банков, - получение контроля над информационными активами кредитной организации для последующего совершения неправомерных транзакций или компрометации банка по заказу недобросовестных конкурентов.

Основные требования к системе обеспечения информационной безопасности банков изложены а табл. 8.4.2.

Таблица 8.4.2

Требования к системе обеспечения информационной безопасности банков

Наименование требований

Характеристика требований

Адекватность

Быть адекватной внутренним и внешним угрозам

Комплексный подход

Реализовывать комплексный подход к защите - включать все необходимые организационные меры и технические решения и защищать все компоненты ИС (системы электронных платежей, электронного документооборота и обслуживания платежных карт, банковские программные и программно- технические комплексы, системы удаленного обслуживания, сети связи и т. д.)

производительность

Обеспечивать высокую производительность - обрабатывать значительные объемы информации без снижения быстродействия

Надежность и отказоустойчивость

Быть надежной и отказоустойчивой благодаря применению технологий кластеризации,виртуализации, балансировки нагрузки и проч.

Иметь инструменты

Иметь инструменты сбора, анализа данных об инцидентах и реагирования на события безопасности

В настоящее время существуют стандарты информационной безопасности, актуальные для российских кредитных организаций: Стандарт Банка России ; Федеральный закон «О персональных данных» ; Стандарт защиты информации в индустрии платежных карт .

Выполнение требований сразу нескольких стандартов ИБ в рамках одного проекта позволяет заказчику: создать целостную и легко управляемую систему информационной безопасности, не дублировать технические средства и организационные меры, направленные на выполнение требований стандартов, сократить затраты на проектные работы.

Существует концепция безопасности коммерческого банка, одобренная Советом Ассоциации российских банков (АРБ).

Объектами информационной безопасности являются: информационные ресурсы (информация с ограниченным доступом, составляющая коммерческую тайну, иная конфиденциальная информация, предоставленная в виде документов и массивов независимо от формы и вида их предоставления). Субъектами правоотношений при решении проблемы информационной безопасности являются: государство (Российская Федерация) как собственник информационных ресурсов, отнесенных к категории государственной тайны; Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий денежно-кредитную политику страны; коммерческий банк как юридическое лицо, являющееся собственником информационных ресурсов, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Главной целью системы информационной безопасности является обеспечение устойчивого функционирования банка и предотвращение угроз его безопасности, защита от разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации. Задачами информационной безопасности являются:

  • - отнесение информации к категории ограниченного доступа (государственной, служебной, банковской и коммерческой тайнам, иной конфиденциальной информации, подлежащей защите от неправомерного использования;
  • - создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в функционировании банка.

Принципы организации и функционирования системы информационной безопасности.

  • - обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего их жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки и использования во всех режимах функционирования;
  • - способность системы к развитию и совершенствованию в соответствии с изменениями условий функционирования банка.

Принцип законности предполагает разработку системы безопасности на основе федерального законодательства в области банковской деятельности, информатизации и защиты информации, частной охранной деятельности и других нормативных актов по безопасности. Объекты защиты информационной безопасности".

  • - информационные ресурсы с ограниченным доступом, составляющие служебную и коммерческую тайну, а также иная конфиденциальная информация на бумажной, магнитной, оптической основе, информационные массивы и базы данных, программное обеспечение;
  • - средства и системы информатизации (автоматизированные системы и вычислительные сети различного уровня и назначения, линии телеграфной, телефонной, факсимильной, радио- и космической связи, технические средства передачи информации, средства размножения и отображения информации);
  • - технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов.

Угрозы информационным ресурсам проявляются в виде:

  • - разглашения конфиденциальной информации;
  • - утечки конфиденциальной информации через технические средства обеспечения производственной деятельности различного характера;
  • - несанкционированного доступа к охраняемым сведениям со стороны конкурентных организаций и преступных формирований (табл. 8.4.3).

Таблица 8.4.3

Пути осуществления угроз информационным ресурсам банков

Наименование путей угроз

Характеристика путей осуществления угроз

Неофициальный доступ

путем неофициального доступа и съема конфиденциальной информации

Подкуп лиц

путем подкупа лиц, работающих в банке или структурах, непосредственно связанных с его деятельностью

Перехват информации

путем перехвата информации, циркулирующей в средствах и системах связи и вычислительной техники с помощью технических средств разведки и съема информации, несанкционированного доступа к информации и преднамеренных программно-математических воздействий на нее в процессе обработки и хранения

Подслушивание разговоров

путем подслушивания конфиденциальных переговоров, ведущихся в служебных помещениях, служебном и личном автотранспорте, на квартирах и дачах

Окончание табл. 8.4.3

Основными составляющими обеспечения информационной безопасности ресурсов коммерческих банков являются: система безопасности информационных ресурсов; система мер (режима) сохранности и контроль вероятных каналов утечки информации.

Система обеспечения безопасности информационных ресурсов должна предусматривать комплекс организационных, технических, программных и криптографических средств и мер по защите информации в процессе традиционного документооборота при работе исполнителей с конфиденциальными документами и сведениями, при обработке информации в автоматизированных системах различного уровня и назначения, при передаче по каналам связи, при ведении конфиденциальных переговоров.

При этом основными направлениями реализации технической политики обеспечения информационной безопасности в этих сферах деятельности являются:

  • - защита информационных ресурсов от хищения, утраты, уничтожения, разглашения, утечки, искажения и подделки за счет несанкционированного доступа (НСД) и специальных воздействий;
  • - защита информации от утечки вследствие наличия физических полей за счет акустических и побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) на электрические цели, трубопроводы и конструкции зданий (табл. 8.4.4).

Таблица 8.4.4

Мероприятия проведения технической политики информационной безопасности коммерческого банка

Окончание табл. 8.4.4

Наименование

мероприятий

Характеристика мероприятий

Разграничение доступа исполнителей

разграничение доступа пользователей к данным автоматизированных систем различного уровня и назначения

Учет документов

учет документов, информационных массивов, регистрация действий пользователей информационных систем, контроль несанкционированного доступа и действиями пользователей

Криптографическое

преобразование

информации

криптографическое преобразование информации, обрабатываемой и передаваемой средствами вычислительной техники и связи

Снижение уровня информативности

снижение уровня и информативности ПЭМИН (побочных электромагнитных излучений и наводок), создаваемых различными элементами технических средств обеспечения производственной деятельности и автоматизированных информационных систем

Снижение уровня акустики

снижение уровня акустических излучений

Электрическая развязка цепей питания

электрическая развязка цепей питания, заземления и других цепей технических средств, выходящих за пределы контролируемой территории

Зашумление

активное зашумление в различных диапазонах

Противодействие оптическим средствам

противодействие оптическим и лазерным средствам наблюдения

Проверка закладок

проверка технических средств и объектов информатизации на предмет выявления включенных в них закладных устройств

Противодействие вирусам

предотвращение внедрения в автоматизированные информационные системы программ вирусного характера

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа должна предусматривать следующие меры (табл. 8.4.5).

Таблица 8.4.5

Пути защиты от угроз информационным ресурсам банков

Окончание табл. 8.4.5

Наименование мер защиты

Характеристика мер защиты

надежность хранения

когда документы (носители информации, информационные массивы) хранятся в условиях, исключающих несанкционированное ознакомление с ними, их уничтожение, подделку или искажение

разграничение

информации

по уровню конфиденциальности, заключающееся в предупреждении показания сведений более высокого уровня конфиденциальности в документах (носителях информации, информационных массивах) с более низким уровнем конфиденциальности, а также предупреждение передачи конфиденциальной информации по незащищенным линиям связи

Контроль исполнителей

контроль действий исполнителей (пользователей) с документацией и сведениями, а также в автоматизированных системах и системах связи

Очистка информации

очистка (обнуление, исключение информативности) оперативной памяти, буферов при освобождении пользователем до перераспределения этих ресурсов между другими пользователями

Целостность среды

целостность технической и программной среды, информации и средств защиты, заключающаяся в физической сохранности средств информатизации, программной среды, определяемой предусмотренной технологией обработки информации, выполнении средствами защиты предусмотренных функций, изолированности средств защиты от пользователей

Положение о персональной ответственности реализуется с помощью: росписи исполнителей в журналах, карточках учета, других разрешительных документах, а также на самих документах; индивидуальной идентификации пользователей и инициированных ими процессов в автоматизированных системах; проверки подлинности (аутентификации) исполнителей (пользователей) на основе использования паролей, ключей, магнитных карт, цифровой подписи, а также биометрических характеристик личности как при доступе в автоматизированные системы, так и в выделенные помещения (зоны).

Система контроля действий исполнителей реализуется с помощью: организационных мер контроля при работе исполнителей с конфиденциальными документами и сведениями; регистрации действий пользователей с информационными и программными ресурсами автоматизированных систем с указанием даты и времени; идентификаторов запрашивающего и запрашиваемых ресурсов;

вида взаимодействия и его результата, включая запрещенные попытки доступа; сигнализации о несанкционированных действиях пользователей.

Защита информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН). Основным направлением защиты информации от утечки за счет ПЭМИН является уменьшение отношения информативного сигнала к помехе до предела, определяемого «Нормами эффективности защиты АСУ и ЭВМ от утечки информации за счет ПЭМИН», при котором восстановление сообщений становится принципиально невозможным. Решение этой задачи достигается как снижением уровня излучений информационных сигналов, так и увеличением уровня помех в соответствующих частотных диапазонах.

Обеспечение качества в системе безопасности. Необходимой составляющей системы безопасности должно быть обеспечение качества работ и используемых средств и мер защиты, нормативной базой которого является система стандартов и других руководящих нормативно-технических и методических документов (НТД) по безопасности.

В совокупности с системой стандартизации единую систему обеспечения качества продукции и услуг по требованиям безопасности информации составляют:

  • - сертификация средств и систем вычислительной техники и связи по требованиям безопасности информации;
  • - лицензирование деятельности по оказанию услуг в области защиты информации;
  • - аттестация объектов информатики по требованиям безопасности информации.

В соответствии с требованиями этих систем право оказывать услуги сторонним организациям в области защиты информации предоставлено только организациям, имеющим на этот вид деятельности разрешение (лицензию).

Для обеспечения информационной безопасности используются методы борьбы с такими видами интернет-мошенничества как фишинг и способ хищения денег с помощью бесконтактных технологий.

Борьба с фишингом предусматривает разные методы, включая законодательные и специальные, созданные для защиты от фишинга:

  • - обучение пользователей - научить людей различать фишинг и бороться с ним, например, связаться с компанией, от имени которой отправлено сообщение, для проверки его подлинности. Эксперты рекомендуют самостоятельно вводить веб-адрес организации в адресную строку браузера вместо использования любых гиперссылок в подозрительном сообщении;
  • - технические методы; браузеры, предупреждающие об угрозе фишинга; усложнение процедуры авторизации, когда сайт предлагает пользователям выбрать личное изображение и показывает его с каждой формой ввода пароля. И пользователям банковских услуг следует вводить пароль лишь тогда, когда они видят выбранное изображение;
  • - борьба с фишингом в почтовых сообщениях предусматривает уменьшение числа фишинговых электронных сообщений, получаемых пользователями;
  • - услуги мониторинга: некоторые компании предлагают банкам, потенциально подверженным фишинговым атакам, услуги круглосуточного контроля, анализа и помощи в закрытии фишинговых сайтов. Физические лица могут помогать подобным группам, сообщая о случаях фишинга;
  • - юридические меры, однако, эксперты считают, что в России самое лояльное законодательство по отношению к киберпреступности.

В России появился новый вид мошенничества - кража денег с карт,

оснащенных специальными технологиями бесконтактной оплаты товаров (карта прикладывается к PoS-терминалу, сумма покупки списывается с «пластика»). По данным компании Zecurion, в 2015 году мошенники украли с карт россиян с помощью своих самодельных терминалов (RFID-ридеров) 2 млн рублей. Компании, специализирующиеся на IT-безопасности, отметили, что мошенники научились воровать с карт с помощью смартфонов, оснащенных чипами NFC (NFC - разновидность RFID).

Технологии бесконтактной оплаты товаров разработаны американскими платежными системами Visa (PayWave) и Mastercard (PayPass) для ускорения и упрощения безналичной оплаты покупок. Карты с технологией PayPass выпускают 43 крупных российских банка, карты с Pay Wave - 16. Технологии PayPass и Pay Wave применяются на картах с чипом и магнитной полосой. При расчетах такой картой не нужно вводить PIN-код, а также ставить подпись на чеке, если сумма покупки небольшая (до 1 тыс. рублей). В России больше 30 тыс. точек приема PayPass: предприятия транспорта, торговли, сферы услуг.

Суть схемы похожа на перехват сигналов электрозамков угонщиками автомобилей. Как сообщили в Zecurion, средства с карт PayPass и PayWave списываются мошенниками с помощью самодельных считывателей, способных сканировать банковские карты с чипами RFID. По большому счету это аналоги легальных бесконтактных PoS- терминалов: RFID-ридеров, посылающие электромагнитные сигналы С пластиковых карт начали угонять деньги «по воздуху». pravda-tv.ru>2016/01/25/203507/s-plastikovyh-kart

19 июня, 2013

Нужно ли их знать «безопаснику»?

Для банка, применительно к информационным активам, защиту информации можно разделить по способам осуществления защиты: правовая, организационная и техническая.

Созданием законодательной (правовой) основы в области информационной безопасности занимается каждое государство, стремясь защитить свои информационные ресурсы и технологии. И Россия здесь не исключение. Нормативная правовая база по вопросам информационной безопасности включает в себя:

  • Конституцию Российской Федерации (далее - РФ);
  • Кодексы РФ;
  • Международные договоры и соглашения;
  • Федеральные законы РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Стандарты и технические регламенты;
  • Руководящие документы и другие нормативно-методические документы уполномоченных государственных структур.

Подробный список актуальных на сегодняшний день законодательных актов по информационной безопасности (без учета защиты государственной тайны) для банков будет выглядеть так:

1. Конституция РФ

  1. № 63-ФЗ Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. (в части ответственности за незаконный доступ к информации, ее порчу, нарушение авторских и смежных прав, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, нарушение неприкосновенности частной жизни).
  2. № 174-ФЗ Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. (в части безопасности информации и защиты данных конфиденциального характера).
  3. № 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. (в части защиты персональных данных работников).
  4. № 195-ФЗ Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. (в части защиты информации и интеллектуальной собственности).

3. Международные договоры и соглашения:

  • Базель II и Базель III (в части информационной безопасности).

4. Федеральные законы РФ:

  1. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г.
  2. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г.
  3. № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  4. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г.
  5. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г.
  6. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г.
  7. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.
  8. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г.

5. Стратегия и Доктрина:

  1. № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 07.02.2008 г.
  2. № Пр-1895 «Доктрина информационной безопасности» от 09.09.2000 г.

6. Указы Президента РФ:

  1. № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» от 03.04.1995 г.
  2. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» от 09.01.1996 г.
  3. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г.

7. Постановления Правительства РФ:

  1. № 687 «Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» от 15.09.2008 г.
  2. № 584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе» от 13.06.2012 г.
  3. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 01.11.2012 г.
  4. № 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» от 03.03.2012 г.
  5. № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 03.02.2012 г.
  6. № 313 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, по оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных(криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» от 16.04.2012 г.
  7. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» от 10.03.2000 г.
  8. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных» от 06.07.2008 г.

8. Международные, британские стандарты и стандарты платежных систем:

  1. PCI DSS 2.0. Стандарт безопасности данных индустрии платежных карт. Требования и процедуры аудита безопасности. Версия 2.0.
  2. PA DSS 2.0. Requirements and security assessment procedures.
  3. ISO/IEC 27001:2005 - «Информационные технологии — Методы обеспечения безопасности - Системы управления информационной безопасностью - Требования».
  4. ISO/IEC 27005:2011 - «Информационные технологии — Методы обеспечения безопасности - Система управления рисками информационной безопасности».
  5. ISO/IEC 17799:2005 - «Информационные технологии - Технологии безопасности - Практические правила менеджмента информационной безопасности».
  6. BS 7799-1:2005 - Британский стандарт BS 7799 первая часть. Практические правила управления информационной безопасностью.
  7. BS 7799-2:2005 - Британский стандарт BS 7799 вторая часть стандарта. Спецификация системы управления информационной безопасностью.
  8. BS 7799-3:2006 - Британский стандарт BS 7799 третья часть стандарта. Руководство по менеджменту рисков ИБ.
  9. BS 25999-1:2006 «Управление непрерывностью бизнеса».
  10. CobiT 5.0 (Control Objectives for Information and Related Technology).

9. Стандарты и технические регламенты

  1. ГОСТ Р 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования».
  2. ГОСТ Р 34.11-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования».
  3. ГОСТ Р 34.10-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процесс формирования и проверки электронной подписи».
  4. ГОСТ 19.781-90. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения.
  5. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.
  6. ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.
  7. ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
  8. ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
  9. ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.
  10. ГОСТ 21552-84. Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.
  11. ГОСТ 22505-97. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от радиовещательных приемников, телевизоров и другой бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Нормы и методы испытаний.
  12. ГОСТ 27201-87. Машины вычислительные электронные персональные. Типы, основные параметры, общие технические требования.
  13. ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения.
  14. ГОСТ 28388-89. Системы обработки информации. Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения.
  15. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.
  16. ГОСТ 29216-91. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования информационной техники. Нормы и методы испытаний.
  17. ГОСТ 30373-95/ГОСТ Р 50414-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование для испытаний. Камеры экранированные. Классы, основные параметры, технические требования и методы испытаний.
  18. ГОСТ ИСО/МЭК 15408-1-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель.
  19. ГОСТ ИСО/МЭК 15408-2-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 2. Функциональные требования безопасности.
  20. ГОСТ ИСО/МЭК 15408-3-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 3. Требования доверия к безопасности.
  21. ГОСТ Р 50739-95. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования.
  22. ГОСТ Р 50922-2006. Защита информации. Основные термины и определения.
  23. ГОСТ Р 50923-96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения.
  24. ГОСТ Р 50948-2001. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности.
  25. ГОСТ Р 51188-98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов. Типовое руководство.
  26. ГОСТ Р 51275-2006. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения.
  27. ГОСТ Р 51319-99. Совместимость технических средств электромагнитная. Приборы для измерения индустриальных радиопомех. Технические требования и методы испытаний.
  28. ГОСТ Р 51320-99. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех.
  29. ГОСТ Р 51583-2000. Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищённом исполнении. Общие положения.
  30. ГОСТ Р 51624-2000. Защита информации. Автоматизированные системы в защищённом исполнении. Общие требования.
  31. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.
  32. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.
  33. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения.
  34. МИ 1317-2004. Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров.
  35. МИ 2377-98. Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Разработка и аттестация методик выполнения измерений.
  36. Р 50-34.119-90. Рекомендации. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Архитектура локальных вычислительных сетей в системах промышленной автоматизации. Общие положения.
  37. РД 50-682-89. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Основные положения.
  38. РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
  39. РД 50-680-88. Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения.
  40. СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы.
  41. СНиП 23-03-2003. Защита от шума.
  42. ГОСТ 29099-91. Сети вычислительные локальные. Термины и определения.
  43. ГОСТ Р 50.1.053-2005. Информационные технологии. Основные термины и определения в области технической зашиты информации.
  44. ГОСТ Р 51241-2008. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
  45. ГОСТ Р 52069-2003. Защита информации. Система стандартов. Основные положения.
  46. ГОСТ Р 52447-2005. Защита информации. Техника защиты информации. Номенклатура показа-телей качества.
  47. ГОСТ Р 52448-2005. Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения.
  48. ГОСТ Р 52633-2006. Защита информации. Техника защиты информации. Требования к средствам высоконадежной биометрической аутентификации.
  49. ГОСТ Р ИСО 7498-1-99. Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель.
  50. ГОСТ Р ИСО 7498-2-99. Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 2. Архитектура защиты информации.
  51. ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1-2006. Информационная технология. Методы и средства обеспече-ния безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий.
  52. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335.3-2007. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 3. Методы менеджмента безопасности информационных технологий.
  53. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27004-2011. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент информационной безопасности. Измерения.
  54. ГОСТ Р ИСО/МЭК 18028-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Сетевая безопасность информационных технологий. Менеджмент сетевой безопасности.
  55. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности.
  56. ГОСТ Р ИСО/МЭК 19791-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Оценка безопасности автоматизированных систем.
  57. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033-1-2011. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Сетевая безопасность. Часть 1. Обзор и концепции.
  58. Рекомендации по аккредитации. «Инспекционный контроль за деятельностью в системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации» Р 50.4.002-2000.
  59. Рекомендации по аккредитации. «За деятельностью в системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий» Р 50.4.003-2000.
  60. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03.
  61. Строительные нормы и правила Российской федерации. Защита от шума. СНиП 23-03-2003.
  62. Государственная система обеспечения единства измерений. Результаты и характеристики качества измерений. ПМГ 96-2009.

10. Документы Банка России:

  1. № 382-П Положение «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении денежных переводов» от 09.06.2012 г.
  2. № 383-П Положение «О правилах перевода денежных средств» от 19.06.2012 г.
  3. № 379-П Положение «О бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах» от 31.05.2012 г.
  4. Письмо о вводе комплекса документов (Письмо шестерых) от 28.06.2010 г.
  5. СТО БР ИББС-1.0-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения».
  6. СТО БР ИББС-1.1-2007 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Аудит информационной безопасности».
  7. СТО БР ИББС-1.2-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-20хх».
  8. РС БР ИББС-2.0-2007 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методические рекомендации по документации в области обеспечения информационной безопасности в соответствии с требованиями СТО БР ИББС--1.0».
  9. РС БР ИББС-2.1-2007 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0».
  10. РС БР ИББС-2.2-2009 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности».
  11. РС БР ИББС-2.3-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Требования по обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных организаций банковской системы российской федерации».
  12. РС БР ИББС-2.4-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Отраслевая частная модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации».

11. Документы АРБ:

  1. Методические рекомендации по выполнению законодательных требований при обработке персональных данных в организациях банковской системы РФ от 2010 г.
  2. Стандарт «Система управления непрерывностью деятельности кредитных организаций банковской системы Российской Федерации». Версия 7.4 от 02.04.2012 г.

12. Документы Минкомсвязи РФ:

  1. № 320 Приказ Минкомсвязи России «Об аккредитации удостоверяющих центров» от 23.11.2011 г.

13. Документы ФСТЭК России:

  1. № 21 Приказ «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 18.02.2013 г.
  2. Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Утверждена ФСТЭК России 15.02.2008 г.
  3. Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Утверждена ФСТЭК России 14.02.2008 г.
  4. № 55/86/20 Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных» от 13.02.2008 г.
  5. № 28 дсп Приказ «Требования к средствам антивирусной защиты» от 20.03.12 г.
  6. № 27 дсп Приказ «Сборник методических документов по технической защите информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в волоконно-оптических системах передачи» от 12.03.12 г.
  7. № 638 дсп Приказ «Требования к системам обнаружения вторжений» от 06.12.11.
  8. «Методические рекомендации по технической защите информации, составляющей коммерческую тайну», утверждено Заместителем директора ФСТЭК России от 25.12.06 г. дсп.
  9. № 282 дсп Нормативно-методический документ «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации» (СТР-К), утвержден приказом Гостехкомиссии России от 30.08.02.
  10. «Сборник временных методик оценки защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам», Гостехкомиссия России, 2002 г. дсп.
  11. № 355 дсп Руководящий документ «Защита информации. Комплектующие помехоподавляющие изделия электронной техники, радиоэкранирующие и помехоподавляющие материалы. Общие технические требования», утвержден приказом Гостехкомиссии России от 31.08.2001 г.
  12. Руководящий документ «Автоматизированные системы Защита от нессанкионированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации», утвержден решением Гостехкомиссии России от 20.03.1992 г.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: