Реформы маргарет тэтчер. Экономическая политика маргарет тэтчер Экономические реформы маргарет тэтчер в великобритании

Социальный тэтчеризм

Идея «социального тэтчеризма», как и сам термин, - это плод деятельности Брайена Гриффитса, руководителя группы личных советников премьер-министра. Даже если социальный тэтчеризм и включал довольно важные меры в социальной политике, в частности, в сферах образования, жилищного строительства и здравоохранения, то все же он не был своего рода политической эволюцией, а являлся всего лишь небольшим отклонением от прежнего курса. Социальный тэтчеризм часто становился центром скандала, тем более что экономические реформы, которые Маргарет проводила, она проводила ускоренными темпами на протяжении своих предшествующих сроков правления. Сам способ того, как она формулировала стоявшие перед страной задачи, отталкивал от нее часть тех, кто формировал общественное мнение, в частности, так называемых «экспертов по общественным наукам» всех направлений и «социальных работников» и их посредников на Флит-стрит. В интервью, данном в октябре 1987 года еженедельному иллюстрированному журналу для женщин «Вумэнс оун», она сделала заявление, ставшее полной неожиданностью для тех, кто довольствовался запасом стандартных мыслей; она заявила, что, по ее мнению, «общества как такового не существует; есть отдельные индивидуумы, мужчины и женщины, и есть семьи; государство может действовать только благодаря людям, а люди должны прежде всего заниматься самими собой; это наш долг - отвечать за самих себя, а потом уже заботиться о соседе». Можно себе представить, какие тут раздались вопли негодования. Ведь это означало, что бедняка следовало подчинить доброй воле богача! В определенном смысле Маргарет и не отрицала, что так оно и есть. В мемуарах она уточняет свою мысль: «Общество не представляет собой абстрактный срез совокупности составляющих его мужчин и женщин, а представляет собой живую структуру, созданную именно благотворительными организациями и из благотворительных организаций. Когда я слышала, как люди сетовали на то, что общество не должно позволять сохраняться такой несправедливости, я в ответ спрашивала: „А вы, что делаете вы, чтобы это исправить?“ Для меня общество - это не оправдание и не отговорка, а источник обязанностей и обязательств».

В поддержку таких рассуждений Маргарет призывала некоторых известных публицистов, таких как Майкл Новак, американский теолог и социолог, прославившийся своим трудом «Этика капитализма»; он подчеркивал, что «демократический капитализм» есть не только экономическая система, а совокупность личных добродетелей, нравственных и общественных, постоянно поддерживающих друг друга и сочетающихся друг с другом, чтобы уменьшить страдания одних, одновременно увеличивая процветание других. Маргарет также вспоминала труды Чикагской школы о «возникновении подкласса и о культуре зависимости». Она говорила о том, что «если безответственное поведение не подвергается наказанию, тогда безответственность станет нормой для самого большого числа людей; и что еще важнее, возникает риск того, что они передадут свое отношение к ответственности своим детям».

Наконец, Маргарет постоянно ссылалась, и вполне обоснованно, на «викторианские ценности», «викторианские добродетели», которые кажутся ей альфой и омегой всякой здоровой социальной политики: «Викторианцы (то есть деятели Викторианской эпохи) уже давно сформулировали то, что мы вновь открываем для себя сегодня: они различали достойных и недостойных бедняков. Наша культура государства-провидения заставила нас забыть об этом различии, и мы оказываем одинаковую помощь тем, кто достойно встречал трудности, боролся с ними и нуждался лишь в легком толчке, чтобы выйти из этих затруднений, и тем, кто просто утратил волю и привычку к труду, а также привычку заботиться о себе самом». Другими словами, суть ее философии заключается в желании помочь людям подняться, но подняться самим, если же необходимо, то при помощи государства, но при условии, что они будут с ним сотрудничать и научатся держать себя в руках. Для нее люди стоят столько, сколько они хотят, и общество должно побуждать их хотеть. Нет ничего более далекого от ее взглядов, чем политика всеобщего иждивенчества и всеобщего оказания помощи, то есть, что еще хуже, неоспоримой дискриминации, которая низводит индивидуума до представителя некой социальной группы. Она признает только существование отдельных конкретных людей и семей, а не расплывчатых категорий вроде «бедных трудящихся», «лиц без постоянного места жительства» или «этнических групп». Маргарет открыто защищает эту философию в своих мемуарах. Но с такой же твердостью она брала за нее ответственность и в то время, когда занимала высокий пост. В заключительной речи на партийной конференции 1988 года Маргарет довольно хвастливо описывала то, что считала «верной дорогой»: «Те, кто заботится о других, сегодня имеют возможность это делать благодаря вновь приобретенному преуспеянию и снижению налогов. В этом году было собрано более 1,5 миллиарда фунтов стерлингов на нужды частной благотворительности, на то, чтобы отремонтировать и отреставрировать церкви, помочь медицинским исследованиям и накормить голодных. Факт остается фактом: это процветание и преуспеяние создали не эгоистическое, а благородное общество». Стоит ли доказывать, что эти слова были большим преувеличением, ведь 1,5 миллиарда фунтов - это капля по отношению к тем 1001 бедам, нуждам и невзгодам, от которых страдали самые слабые члены общества. Стоит также сравнить эту цифру с бюджетом государства, тогда достигшим 190 миллиардов фунтов. Можно смело утверждать, что, руководствуясь такими принципами, социальный тэтчеризм не собирался совершать революцию по улучшению положения самых бедных граждан. Но он также не усугубил их участь, ибо Маргарет знала, насколько население Англии привержено идеям общества всеобщего благоденствия. В этой сфере она проявила большую осторожность и кроме произнесения громогласных, изобилующих показным бахвальством речей не сделала ничего, чтобы подорвать основы этого общества.

Социальные реформы, проводившиеся Маргарет в ходе ее третьего срока правления, в основном затрагивали жилищную сферу, здравоохранение и образование. Они не имели ничего общего с землетрясением, но среди простонародья о них много говорили, а порой и зло их критиковали.

Так называемый «Закон Ридли о жилье» от 1989 года был наименее спорным среди всех законодательных актов того времени. Этот закон не предусматривал выделения дополнительных ассигнований из государственного бюджета на строительство социального жилья, но предоставлял новые возможности: возможность квартиросъемщикам в домах с умеренной квартирной платой объединяться в сообщество, а также возможность передавать право управления имуществом финансовым партнерам, бравшим на себя обязательство обеспечивать ремонт зданий. Сама по себе идея была далеко не глупа. Она уже с успехом претворялась в жизнь в Уэльсе Питером Уокером. Но в Англии она столкнулась с враждебностью, причем с принципиальной враждебностью людей со скромным достатком к инвестиционным фондам, которые и так уже обвиняли во всех бедах. В 1990 году только один дом с умеренной квартирной платой был превращен в «жилищный трест»; к 1996 году их станет всего лишь пять, а затем эта деятельность будет прекращена. Это было полное поражение, которое Маргарет со слишком большой легкостью записывает на счет «враждебности к улучшению условий жизни, глубоко укорененной в умах тех, кто проживает в гетто, укорененной левыми, контролирующими эти гетто». В действительности квартиросъемщики опасались, что частные арендодатели станут поднимать арендную плату, не имея над собой контролера в лице государства. Это были бессознательные страхи, не имевшие под собой оснований, ибо были предусмотрены многочисленные предохранительные меры и квартиросъемщики имели возможность сохранить не менее 52 процентов акций таких жилищных трестов. Однако никто этого не хотел.

Зато другая предложенная мера была увенчана успехом. Эта мера предусматривала страхование от неуплаты арендной платы для честных владельцев жилья, которые согласятся предоставить свою собственность в пользование арендаторам со скромными доходами. Закон предусматривал также процедуру ускоренного выселения должника, не внесшего плату максимум за три месяца. Таким образом, арендодатели получили гарантию того, что они смогут быстро восстановить власть над своей собственностью, если столкнутся с неплательщиками. Наконец, был введен в практику новый образец контракта об аренде жилых помещений. Он позволял владельцам жилья, задумывающимся над правильностью использования их собственности, вновь получить ее в свое распоряжение в любой момент при условии предварительного уведомления за три месяца. Результаты введения этих мер были воистину впечатляющими. За два года число незанятых жилых помещений уменьшилось с 18 до 9 процентов.

Еще одна проблема терзала тогда Соединенное Королевство: бездомные, обустраивавшиеся на жительство где придется, вплоть до центров крупных городов. Известно, какую роль в увеличении количества этих «новых бедных» сыграли повышение процента ссуды и выравнивание уровня квартирной платы в государственном и частном секторах. Но также следует признать, что к этому слою людей в довольно большом количестве примешивались странноватые молодые люди, беглецы из приличных семей, отдававшие предпочтение не домашнему комфорту, а полной приключений жизни на улице, не говоря уже о прочих маргиналах. Маргарет же видела только эту последнюю категорию. Она считала, что юнцов нужно отправить по домам, а преступников - по тюрьмам. Вот и всё! Она постоянно отказывала Крису Пэттену, «наследнику» Ника Ридли, просившему принять неотложные меры и выделить деньги из особых, чрезвычайных фондов для того, чтобы обустроить, расселить этих несчастных. Только в отношении Лондона она пошла на уступки, поскольку бездомные уродовали роскошные пейзажи Кенсингтона, Сент-Джеймс-парка и Гайд-парка. Даже на берегах Серпентайна стали появляться картонные хижины. Разумеется, Маргарет не хотела, чтобы Лондон стал похож на один из городов третьего мира. Она довольно часто требовала, чтобы «полиция очистила эти зараженные кварталы». Но когда речь заходила о том, чтобы помочь бездомным, она говорила: «Нет, трижды нет», - как она однажды в сердцах бросила в палате общин. Она также отказывалась признать разумной такую меру, как выплата пособий на оплату жилья молодым людям моложе двадцати пяти лет, за исключением особых случаев . В мемуарах она объясняет почему: «Нельзя решать проблемы поведения человека в обществе и человеческих поступков при помощи кирпичей и цемента». По поводу молодых людей она пишет: «Мы хотели, чтобы они вернулись в семьи, а не жили в Лондоне благодаря выплате пособий». По мнению Маргарет, общее правило было таково: всякая помощь в виде пособий «порочна, потому что она способствует распаду больших семей и образованию более мелких; такое происходит, например, при выплате пособий незамужним или одиноким матерям ». Далее Маргарет пишет: «К несчастью, существует устойчивая тенденция в образованных кругах рассматривать всех бездомных в качестве жертв буржуазного общества, а не буржуазное общество в качестве жертвы бездомных». В этой сфере Маргарет была непреклонна. Так что тем, кто сменил ее на посту премьер-министра, пришлось делать попытки решить эту проблему.

В сфере образования реформы тоже были весьма умеренны. Ничего радикального, ничего революционного они не привнесли. В глубине души Маргарет, вероятно, всегда мечтала о школе по выбору, о такой, которую предлагал Кит Джозеф в лучшие минуты своих интеллектуальных упражнений. Речь шла о том, что требовалось создать «школьный чек» или «школьный ваучер», который родители могли бы истратить на обучение их ребенка в том учебном заведении, которое они выбрали. Конкуренция между школами должна была способствовать подъему общего уровня образования. Хотя идея казалась очень «соблазнительной», она наталкивалась на враждебное отношение министерства образования, сменявших друг друга министров, местных органов образования и большинства населения. К тому же прибегнуть к такой мере означало бы разрушить всё архитектурное сооружение, терпеливо строившееся на протяжении полувека. Маргарет не чувствовала, что у нее есть на это силы. Она даже не осмелилась тронуть так называемые «компрехенсив скулз», которые не без оснований обвиняла в том, что их существование привело к снижению общего уровня образования.

Итак, реформа оказалась реформочкой, даже если по ее поводу было много шума на скамьях патентованных педагогов и специалистов в области образования. Так что же было сделано на самом деле? Не очень много. Благодаря «Закону Бейкера» стало возможным, чтобы компрехенсив скулз вышли из-под опеки местных органов образования и перешли под опеку центральной власти. Менее ста школ из двадцати пяти тысяч сделали такой выбор. Местные органы образования Лондона были упразднены по той же причине, по которой был упразднен Совет Большого Лондона. Суть реформы заключалась в создании местного управления школами. Совет по управлению образовательными учреждениями, состоящий в равной мере из родителей и преподавателей, должен был обрести свободу распоряжаться имеющимися у него средствами. Другими словами, возникала возможность привлекать инвестиции со стороны, а также (и это был революционный шаг!) по заслугам увеличивать вознаграждение преподавателей. Стоит ли говорить, какие в школьных учительских забушевали страсти ввиду конкуренции. Профсоюзы пригрозили общей забастовкой учителей. Но родители пришли в восторг от возможности контролировать размеры заработной платы тех, кто ответствен за образование их чад. Они были сыты по горло высокомерием «преподавательского корпуса». Состоялось несколько единичных демонстраций, и учителя были вынуждены сдаться, к большому удовольствию всех. В 1993 году более 75 процентов школ остановили свой выбор на системе установления заработной платы учителей в зависимости от их заслуг.

Другой важной мерой было принятие «Национального учебного плана», национальной программы, призванной унифицировать уровень знаний учеников в различных графствах. Прежде местные органы образования утверждали собственную учебную программу. Маргарет же желала, чтобы до шестнадцати лет все подданные Ее Величества получали единое базовое образование. Идея была превосходна, а вот ее воплощение в жизнь оказалось процессом сложным. Два министра, сменившие друг друга в министерстве образования, трудились над этой задачей, Кеннет Бейкер и Джон Макгрегор. Им в головы пришла плохая идея собрать несколько ученых светил в рабочую группу по разработке «Национального учебного плана». Эти влиятельные, уважаемые господа со знанием дела рассуждали о различных научных дисциплинах, полагая, что присутствуют на научном симпозиуме. Министрам не удавалось их удержать от долгих рас-суждений. По мысли Маргарет, речь шла всего лишь о том, чтобы выработать основные направления в трех главных предметах: в английском языке, математике и естествознании, - в остальных же предметах мог быть предоставлен свободный выбор. По мнению членов комиссии, следовало регламентировать все предметы обучения. Чем дальше, тем больше Маргарет нервничала. Она хотела получить служебную записку, а не докторскую диссертацию. Кеннет Бейкер потерял на этом деле свой министерский портфель. Джон Макгрегор поступил ничуть не лучше, чем его предшественник. Он позволил заморочить себе голову пустой болтовней университетских ученых, самодовольных и мстительных. Однажды один «высокоблагородный дон» из Оксфорда даже обозвал его невежей, и он это «проглотил». Маргарет была в ярости. Она пишет в мемуарах: «Я никогда бы не поверила, что мы позволим университетской бюрократии создавать нам такие помехи». Она решила взять дело в свои руки. Поставить на место нескольких носителей профессорских тог, к тому же излишне высокомерных - это ей было приятно. Маргарет согласилась с тем, что история должна быть включена в «Национальный учебный план». Однако другие дисциплины, такие как изобразительные искусства или ручные работы, были из него исключены. Перед мнением Маргарет все в основном склонились, однако же по поводу истории голоса всё повышались. Историки, являвшиеся членами комиссии, мечтали ввести в курс обучения в средней школе наследие «Школы анналов», изучение хода исторических событий, критический анализ текстов, историю экономических приливов и отливов, значение терминов и понятий структур и суперструктур… Разумеется, многие из этих понятий могли бы пробудить интерес у студентов университетов, но, конечно, не у желторотых юнцов, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Маргарет была изумлена подобным ослеплением. Она считала, что речь просто-напросто должна идти о хронологии и фактах. Кроме того, комиссия продемонстрировала возмутительную, маниакальную любовь ко всему «небританскому», а также ко всему тому, где британцы играли не слишком благовидную роль. Маргарет ни в коем случае не хотела, чтобы английская школа стала школой покаяния. По ее мнению, история должна быть той основой, что цементирует нацию, а не собранием критических суждений, которое ведет к ее распаду. В пламенном послании, обращенном к Джону Макгрегору, она призывала его «образумить свою банду ученых»: «Хоть я и не историк, я наивно полагаю, что имею достаточно ясное представление о том, что такое история - это история Великобритании, это важные события ее жизни, это ее хронология, ее великие люди, все то, из-за чего следует гордиться тем, что ты - англичанин. Остальное же должно прийти позже, для специалистов». В конце концов, Маргарет выиграла в этой борьбе, и сегодняшний «Национальный учебный план» - во многом плод ее трудов.

В области здравоохранения правительство Маргарет приступило к серьезной реформе Государственной службы здравоохранения. Но надо «свернуть шею» той клевете, что ярмом висит на эпохе правления Маргарет Тэтчер. Говорят, что она сломала систему английского здравоохранения, проведя в ней приватизацию. Это абсолютно неточно. Уже в 1979 году система оказания бесплатных медицинских услуг, «Национальная служба помощи», функционировала очень плохо. Управление этой службой заставляло вспомнить о романах Кафки, ибо в самой системе действительно было нечто кафкианское. У человека был свой врач, и сменить его на другого было нельзя, он мог попасть только в одну «его» больницу, и это зависело от его места проживания; что более всего было неприятно, так это бесконечные очереди на обследования или операции. Система была столь чудовищно «скроена», что больницы иногда исчерпывали бюджетные средства, выделенные на год, всего за несколько месяцев, так что пациентам приходилось ждать начала следующего бюджетного года, чтобы получить помощь. А ведь это могло закончиться смертельным исходом. Пресса изобиловала печальными историями пациентов, умерших, так и не дождавшись операции, а также об изуродованных, а то и прерванных жизнях людей, пострадавших от слишком быстрого вмешательства. В 1978 году о Государственной службе здравоохранения газета «Сан» писала: «Это скорее практика применения инвалидной коляски, чем практика лечения, приводящего к выздоровлению». В том же году Джим Каллаген создал Королевскую комиссию, на которую была возложена миссия внести предложения по улучшению системы здравоохранения. Так что Маргарет унаследовала очень сложную ситуацию, усугубленную бездействием Лейбористской партии.

Совершенно очевидно, что Маргарет очень хотела бы перейти к системе частного здравоохранения. В 1987 году она якобы сказала Вудро Уайету: «Каждая семья еженедельно платит Государственной службе здравоохранения 60 фунтов стерлингов. Если бы люди вносили эти деньги в частные страховые фонды, они бы получали гораздо лучшее медицинское обслуживание». Но Маргарет не шла далее благих пожеланий. Она знала, что англичане слишком привержены идее бесплатного здравоохранения для всех. Кстати, в годы ее правления расходы на социальные нужды и на здравоохранение составляли примерно треть расходов государственного бюджета. Если говорить о постоянных величинах, то за эти годы эти расходы увеличились на 40 процентов. Что касается частного сектора здравоохранения, то он расширился ненамного и охватывал уже не 11 процентов населения, а 19. Так что не следует обвинять Маргарет в том, что она вывела из строя систему, к тому времени уже сильно прогнившую и порочную.

Кеннет Кларк возложил на себя обязанности министра здравоохранения в июле 1988 года. Он объяснил, что хочет «превратить бюрократию, едва влачившую существование, в хорошо развивающийся бизнес, но не в коммерческий бизнес, а в бизнес, предоставляющий услуги по лечению и уходу за больными». В 1989 году он опубликовал «Белую книгу», где предложил реформу в двух направлениях: введение бухгалтерской и финансовой автономии больниц и введение в практику воистину революционной меры для Англии, а именно, что пособия для медицинских учреждений следуют за пациентом. Другими словами, это означало, что пациент вновь обретал свободу выбрать себе врача, а врач обретал свободу выбора наиболее благоприятного медицинского учреждения для лечения его пациента. Естественно, проснулись корпоративные рефлексы. Руководство наименее конкурентоспособных больниц осознало, что вскоре вынуждено будет закрыть свои учреждения, ведь лучшие больницы получат больше пациентов, а следовательно, и больше субвенций. В обюрокраченную медицину вторглась идея конкуренции и произвела там настоящий шок. Чиновникам от медицины более всего хотелось, чтобы всё оставалось неизменным. Опять встал вопрос о корпоративной защите, против которой Маргарет неустанно вела борьбу. Британская медицинская ассоциация , главная профсоюзная организация медиков, опубликовала текст общенациональной петиции. В прессе одна за другой появлялись статьи, повествующие о самых печальных случаях в медицинской практике, а врачи на страницах таблоидов давали длинные интервью, заявляя, что завтра будет еще хуже… Но Маргарет держалась стойко. Вероятно, это будет самая большая ее победа в социальной сфере. В 1994 году 95 процентов больниц высказались за автономию. Что касается времени ожидания медицинского вмешательства в тех случаях, когда речь шла не о жизненно важных показаниях, то сроки эти снизились на 47 процентов после 1992 года .

К несчастью для себя, Маргарет на этом не остановилась. Она превратила подушный налог во «флагман» своих социальных реформ, но, увы, он же стал и ее политическим надгробием.

Министерство образования РФ

Петрозаводский государственный университет

Кольский филиал

ДОКЛАД

Тема экономические реформы М.Тэтчер

Студент

Группа Специальность

Факультет экономический

Отделение очное

Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый ТЭТЧЕРИЗМ

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, кото­рая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхо­да страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными инте­ресами и шантажировали крупных предпринимателей уг­розами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осу­ществляемая медлительной и становящейся все более гро­моздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элемен­тов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициа­тива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозгла­шенный консерваторами возврат к "викторианским цен­ностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятель­ность, примат права личности и т.д.

М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговре­менного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших госу­дарству отраслей промышленности. Она выступила про­тив корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица.

Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консер­ваторами, было принятие законов, которые значительно су­зили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с за­бастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г.

В 1979 г. на долю национализированных отраслей про­мышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом ле­ности и неэффективности. Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффектив­ности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элемен­тов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобщес­твленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собствен­ность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой про­мышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промыш­ленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Широкая продажа этих отраслей промышленности зна­чительно увеличила число держателей акций, которые бы­ли непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составля­ли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США.

Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государ­ства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведе­ны из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддержива­лись специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка.

Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом эко­номического прогресса, причем эта конкуренция все боль­ше переносилась в сферу ценообразования, где соперни­чавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

Еще одно важное направление в экономической програм­ме консерваторов - это упор на развитие мелкого и средне­го бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживал­ся с крупными монополиями, дополнял их даже в самых сов­ременных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы ока­зались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяй­ственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.

Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специ­фических особенностей английской экономики была высо­кая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосми­ческая отрасли, остальные же большей частью были связа­ны с международными корпорациями.

Следствием проводимой правительством М.Тэтчер эко­номической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неде­лю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. про­изводительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.

Еще более убедительным был рост эффективности ис­пользования основного капитала - капиталоотдачи. Ан­глия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

Большое значение в программе перестройки британ­ской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на мес­тный бюджет, а в итоге - на плечи государства. Прави­тельство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью пра­вительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жиль­цам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительс­тва стало то, что значительно увеличился процент домо­владельцев - с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.

Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, эко­номики Англии, явились принятие закона о снижении стан­дартной ставки подоходного налога, сокращение численнос­ти государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума- их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вме­шательства в решение сугубо хозяйственных задач.

Достаточно трудноразрешимой задачей для правительс­тва М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %.

Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие приз­наки перехода к новой стадии подъема - расширились объемы предоставленных кредитов, достигли "пика" кур­сы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

Наиболее динамичными факторами внутреннего спро­са были потребительские расходы населения, которые вы­росли на 6,5 %, и частные капиталовложения, рост кото­рых составил 10,3 %. Быстро росло производство в базис­ных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышлен­ности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зару­бежных товаров. Среди компонентов спроса особенно ус­тойчиво за годы подъема расширялось личное потребле­ние. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.

Важную роль в стимулировании потребительских рас­ходов населения играло также активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной сфере, внедре­ние современной расчетной электронной техники подстег­нули конкуренцию, кредит стал более доступным для ши­роких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строи­тельными обществами, другими специализированными об­ществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. ф.ст. В структуре потребления опере­жающими темпами росли расходы на товары длительного потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8 % в 1987 г., и в первую очередь на автомобили, бытовую элек­тронику, персональные компьютеры, жилье.

Наибольший прирост капиталовложений в 1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении (почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее высокие объемы инвестиций отмечались в химической промышленности. Следует также отметить, что продолжались или завершались программы технической ре­конструкции и модернизации ряда базовых отраслей - об­щего электротехнического машиностроения, текстильной и др. Все это способствовало быстрому росту производства инвестиционных товаров, который составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие темпы роста импорта продук­ции обрабатывающей промышленности были достигнуты за счет того, что компании предпочитали переоснащать произ­водство зарубежным оборудованием. Значительные масшта­бы импорта в таких наукоемких отраслях, как электронная, оргтехника и оборудование по обработке данных, которые фактически соответствовали размерам английского рынка, вызывали беспокойство правительства.

В годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опе­режали экспорт. Рост курса фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил конкурентоспособность английских эк­спортеров и способствовал импорту готовых товаров, что в итоге привело к дефициту платежного баланса.

В условиях в целом благоприятной конъюнктуры заня­тость в экономике возросла на 1,2 %. Подавляющее боль­шинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости сни­жалась безработица. В феврале 1989 г. без работы остава­лось 1,9 млн. человек, или 6,8 % рабочей силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в декабре 1987 г. В сентябре 1988 г. прави­тельство М.Тэтчер объявило о начале реализации програм­мы профессионального обучения безработных стоимостью 1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное обучение производственным специальностям и последую­щее трудоустройство около 600 тыс. человек, длительное время находившихся без работы.

Таким образом, можно отметить, что с момента начала перестройки в британской экономике наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в 80-е гг. Британия была един­ственной из ведущих стран мира, где совокупный показа­тель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. Однако перестройка в Англии происходила отнюдь не без проблем. В обществе усилилась социальная поляризация. Дело в том, что правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, а также жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить тру­дящихся "жить по средствам", а предприятия - "ужимать­ся" , сокращать рабочую силу за счет интенсификации произ­водства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Результатом такой политики стало то, что средний доход на душу населения в реальном исчислении за десять лет вырос на 23 %. В то же время около 20 % семей имели среднегодовой доход ниже 4000 ф.ст., что являлось достаточно низким прожиточным уровнем для англичан.

Идеи свободного предпринимательства, индивидуализм и минимальная роль государства сталкивались с глубоко укоренившимся в сознании англичан убеждением, что госу­дарство "обязано" обеспечивать определенный набор соци­альных гарантий всем без исключения своим членам. Кон­цепция "государства всеобщего благоденствия", основывав­шаяся на высоком уровне налогообложения и включавшая такие компоненты, как бесплатное образование, медицин­ское обслуживание, система государственных пенсий и т.п., разделялась всеми послевоенными правительствами Брита­нии, будь то лейбористы или консерваторы.

Правительству М.Тэтчер пришлось столкнуться с проб­лемой изменения психологии основной массы населения, ибо приходилось разрушать сложившуюся веками систему социальных гарантий "для всех" и заменить новой шкалой ценностей, индивидуалистской - "каждый за себя".

И все-таки за десять лет (с 1979 по 1989 г.) удалось изме­нить морально-политический климат в стране, чему в значи­тельной степени способствовали глубокие структурные из­менения в самом обществе. Сокращалась численность рабо­чего класса, занятого непосредственно на производстве, рас­ширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "средне- < му слою" стали относить себя большинство английских из­бирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собствен­ные дома, более 70 % - автомобили, 46 % - видеомагнито­фоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей.

На рубеже 80-90-х гг. в социально-экономической и по­литической жизни Великобритании появились тревожные признаки. Так, серьезным просчетом консервативного каби­нета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды ока­зались незначительными, а социально-психологические пос­ледствия крайне отрицательно сказались на престиже пра­вительства, социально-экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. но­вым лидером консерваторов и премьер-министром Великоб­ритании стал Дж.Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку.

Новый премьер Соединенного Королевства практичес­ки не изменил экономической программы М.Тэтчер, и пер­вая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной госу­дарственной политики в области финансирования науко­емкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благо­даря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот договор был логическим развитием экономических и политических от­ношений, сложившихся между рядом европейских госу­дарств и Англией в рамках ЕЭС. При его полной реализа­ции Европейский союз должен превратиться, по сути, в экономическую "сверхдержаву", по крайней мере равную США и значительно превосходящую Японию. Договор предусматривает введение единой денежной единицы, "от­мену" границ и создание надгосударственных органов ре­гулирования экономических и политических вопросов.

В первой половине 90-х гг. в экономике Великобрита­нии происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокраща­лась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уро­вень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.

Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устой­чиво высоких темпов роста и самых низких за период с нача­ла 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучши­лось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впер­вые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо.

Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно слож­ной для партии консерваторов. Хотя в своей предвыборной программе в 1997 г. Дж.Мейджор пообещал избирателям постепенное снижение подоходного налога на 20 % и госу­дарственных расходов до 40 % ВНП, а также стро­ительство более преуспевающей Британии, на выборах все же победили лейбористы.

Новый премьер Тони Блэр практически не изменил ос­новному экономическому курсу консерваторов, признав, что "тори сделали немало верных шагов в 80-е годы...". Он пообещал, что главными своими задачами будет, во-первых, считать борьбу с безработицей, во-вторых, введе­ние минимума заработной платы, в-третьих, подписание социальной хартии ЕС, против которой выступали консер­ваторы, чтобы не связывать себя обязательствами, которые могли бы отрицательно сказаться на конкурентоспособнос­ти национальной продукции, в-четвертых, развитие систе­мы образования и совершенствование технической подго­товки. Кроме того, он пообещал создать ассамблеи Шот­ландии и Уэльса, провести референдум о целесообразнос­ти перехода к "евро" и о внесении поправок в конститу­цию, а также ввести скользящий налог.

Важным моментом в программе Т.Блэра стал отказ от национализации, что привлекло на его сторону многих представителей бизнеса. "В политике важно ставить перед собой выполнимые цели, - говорит он, - и очень четко сосредоточиться на том, что надо делать".

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэт­черизм" как британская модель неоконсерватизма подтвер­дил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономи­ческим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

Список литературы :

1.Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций;под ред.проф.Голубовича. – Мн.:НКФ “ЭКОПЕРСПЕКТИВА”,1998. – 462 с.

2. Конотопов М. В., Сметанин С. И -История экономики:.-Учебник для ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2000. – 2-е издание – 367с.

09 апреля 2013 12:36

Маргарет Тэтчер была избрана премьер-министром Великобритании в 1979 году. Она была первой женщиной премьер-министром в западном мире и оставалась на своем посту дольше всех британских премьер-министров в XX веке. Кроме того, ее по праву считают наиболее важной политической фигурой страны со времен Уинстона Черчилля. 87-летняя Маргарет Тэтчер умерла в понедельник после инсульта. Ниже приведены некоторые важные факты и события из жизни Железной леди.

В октябре 1980 года на конференции консервативной партии Тэтчер произнесла знаменитую речь в защиту своей экономической политики свободного рынка. Бывший премьер-министр Тед Хит, а также другие политики призвали Тэтчер отказаться от экономического подхода, который усилил безработицу и загнал страну в рецессию. Однако она отказалась от изменения избранного курса. «Тем, кто ждет, затаив дыхание, так называемого «разворота», я скажу только одно: дамы не оборачиваются», - заявила тогда Тэтчер.


В апреле 1982 года аргентинские войска оккупировали Фолклендские острова и Южную Джорджию. Тэтчер тот час же послала войска, чтобы вернуть острова. Война достигла своего апогея, когда аргентинский военный корабль ARA General Belgrano затонул, забрав жизни более 300 членов экипажа. Британская подводная лодка HMS Conqueror потопила Belgrano двумя торпедами 2 мая 1982 года.


Соглашение о прекращении огня было подписано 14 июня 1982 года, и аргентинские войска капитулировали с Фолклендских островов в тот же день.


Начиная с 1984 года, Тэтчер отчаянно боролась с Национальным союзом горняков, в руках которого сосредоточилась немалая власть. В итоге затяжных и кровавых боев объединение проиграло, что дало Железной Леди возможность консолидировать власть и отстаивать свою экономическую политику. Закрытие профсоюзов повлекло за собой массовую безработицу.


Тэтчер, время правления которой совпало с президентством Рональда Рейгана в США, стала политическим доверенным лицом Рейгана в Европе. Им двоим часто приписывают ключевую роль в прекращении существования Советского Союза.


12 октября 1984 года Ирландская республиканская армия совершила покушение на жизнь Тэтчер, разбомбив Grand Hotel в Брайтоне. В результеате погибло пять человек, хотя самой Тэтчер и ее мужу удалось избежать травм. «Это день, который я не должна была увидеть», - сказала премьер-министр после бомбежки.


В воскресенье 31 марта 1990 года в Лондоне вспыхнули масштабные беспорядки в знак протеста против подушного налога, введенного Маргарет Тэтчер, так называемого «Community Charge». Около 200 тыс. человек собрались на Трафальгарской площади в Лондоне в знак протеста против введения налога. Закончилось все кровавыми столкновениями митингующих с полицией. В дальнейшем именно введение налога и протесты способствовали падению власти Тэтчер.


Железная Леди в последние годы своего правления пребывала в изоляции даже среди собственных однопартийцев. Расхождения во мнениях по поводу налогообложения, экономических реформ и политики относительно формирующегося Европейского союза привели к тому, что в ноябре 1990 года Тэтчер ушла в отставку.

ЛИДЕРЫ НАЦИИ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Экономические реформы Маргарет Тэтчер давно стали общепризнанной классикой. Но в 70–80-х годах прошлого столетия они были осуществлены лишь благодаря несгибаемой воле Железной Леди

Маргарет Хильда Тэтчер вошла в историю как основатель нового экономического курса - «тэтчеризма», с помощью которого удалось победить кризис в Великобритании конца 70-х–начала 80-х годов. Основные усилия ее правительства были направлены на приватизацию предприятий, сворачивание социальных программ и внедрение принципов монетаризма в финансово-экономической сфере. Время правления Тэтчер стало этапом активного развития частного бизнеса и психологической перестройки британцев: большинство их считало, что государство должно обеспечить им определенный набор социальных гарантий. Ей пришлось разрушить сложившуюся за многие столетия психологию «всеобщего благополучия», которое было обеспечено высоким уровнем налогообложения, и прививать новую систему ценностей, где каждый должен был рассчитывать на себя. Такой инновационный подход не только обеспечил Британии постепенный выход из кризиса, но и доказал, что капитализм является гибкой системой, способной принимать новые правила игры и адаптироваться в зависимости от политической и экономической ситуации.

От «молочного грабителя» до Железной Леди

Маргарет Тэтчер (девичья фамилия Робертс) родилась в 1925 году в городе Грантэме графства Линкольншир. Ее отец Алфред Робертс был бакалейщиком, мать Беатрис Стивенсон - белошвейкой. Отец Маргарет был заметной фигурой в небольшом городке, поскольку помимо занятия бизнесом, он в разные периоды времени исполнял обязанности муниципального советника и члена городского управления. Маргарет Робертс с детства привыкала много работать: после уроков в школе помогала отцу в лавке, регулярно выступала концертмейстером в методистской церкви, прихожанами которой были ее религиозные родители.

Окончив школу, 18-летняя Маргарет поступила в Оксфордский университет на химический факультет (специализация - рентгенокристаллография), затем работала научным сотрудником в химических лабораториях сначала Мэннингтона, а потом - Лондона, куда она перебралась, реализовав давнее желание жить в столице. Но уже в это время ее главным интересом была политика. Еще в студенческие времена она стала членом Консервативной ассоциации (основного звена партийной организации консерваторов на местах) и помимо занятий по специальности посещала лекции и практические занятия по ораторскому искусству.

В 1948 году Робертс предприняла попытку попасть в парламент, и, как следовало ожидать, проиграла - шансы вчерашней выпускницы стать парламентарием в 23 года практически равнялись нулю. Во время предвыборной кампании она познакомилась с Дэнисом Тэтчером , за которого через два года вышла замуж. В 1951-м Маргарет поступила на юридические курсы, поскольку понимала, что такая квалификация необходима ей для успешной деятельности в сфере политики. Спустя два года она родила близнецов Марка и Кэрол, в том же 1953-м получила диплом юриста и последующие пять лет работала специалистом по патентному и налоговому законодательству.

В 1959 году Тэтчер наконец прошла в парламент - от избирательного округа Финчли (северная часть Лондона). В своей первой парламентской речи она выступала против лейбористов и защищала право журналистов присутствовать на заседаниях местных советов, после чего муниципалитет Финчли официально заявил, что не разделяет мнение члена парламента. Далее она направила свою деятельность против повышения налога на доходы корпораций. В октябре 1961-го Тэтчер от консервативного премьера Гарольда Макмиллана получила предложение занять должность парламентского секретаря министерства по делам пенсий и социального страхования (аналог заместителя министра). Заняв эту позицию, Тэтчер развернула борьбу против повышения пенсий, делая акцент на интересах налогоплательщиков, обеспечивавших наполнение пенсионного фонда. Подобные инициативы не добавляли популярности среди населения, а ее предложение возобновить наказание розгами молодежи за мелкие правонарушения вызвало сильный всплеск народной неприязни.

За последующие три года Тэтчер сменила должности заместителя министров финансов, транспорта и жилищного строительства. В 1970-м в возрасте 45 лет она возглавила министерство просвещения и науки. Самой запоминающейся акцией на этом посту стала отмена выдачи бесплатного молока для детей с целью экономии. Оппозиция попрекала Тэтчер, называя «молочным грабителем», обыватели тоже были недовольны, а газетчики называли «самой непопулярной женщиной». Но это никоим образом не отразилось на решении министра, которую в будущем назовут Железной Леди. Итак, к началу 70-х Тэтчер знала вся Британия, только известность эта носила отрицательный характер.

В 1974 году произошла общенациональная шахтерская забастовка, в результате которой консервативное правительство Эдварда Хита было вынуждено уступить требованиям бастующих. После этого в 1975-м на досрочных выборах консерваторы потерпели поражение. Тэтчер выставила свою кандидатуру на пост лидера партии консерваторов и победила. Заняв новый пост, она заявила, что необходимо увеличить военные расходы и противостоять возникновению новых коммунистических режимов. Именно тогда Тэтчер получила прозвище Железная Леди, которым она обязана советским журналистам. В 1976 году Тэтчер во время выступления в парламенте предположила, что наращивание мощи советского флота указывает на возможные претензии страны на мировое господство. В ответ на это заявление, сделанное, скорее всего, ради резонанса вокруг своей персоны, в советской газете «Красная звезда» вышла статья «”Железная дама” стращает». В Англии словосочетание «железная дама» перевели как «железная леди». Это прозвище понравилось Тэтчер и впоследствии стало частью ее предвыборной агитации на парламентских выборах 1979-го (слоган «Британии нужна Железная Леди»). Третьего мая 1979 года консерваторы победили, получив 43,9% голосов и 336 мест в Палате общин, а на следующий день Тэтчер стала премьер-министром Великобритании. На этом посту она проработала одиннадцать с половиной лет, за которые сменились три президента США и четыре Генеральных секретаря ЦК КПСС.

Конец 70-х был одним из самых сложных периодов в британской экономике. Годовая инфляция за пять лет возросла с 10,6% (в 1971-м ) до 15% (в 1976-м ), что являлось непривычно высоким показателем для страны, привыкшей гордиться своим крепким фунтом стерлингов. До прихода Тэтчер лейбористское правительство пыталось решить экономические проблемы путем регулирования монополий, что привело к торможению хозяйственного развития страны. Для выхода из кризиса требовался другой подход к экономической политике. В своей предвыборной программе Маргарет Тэтчер провозгласила основные принципы нового экономического курса, который в будущем получил название «тэтчеризм». В его основе лежал проект оздоровления экономики, предложенный американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1976 года Милтоном Фридманом - так называемая монетарная концепция. Ее целью было жесткое ограничение денежной массы для удержания низких темпов инфляции. В число приоритетов также входило ослабление налогового контроля, активизация кредитно-денежных отношений и снижение прямого налогообложения частных лиц и предпринимателей. Кроме того, премьер-министр выход из экономического кризиса видела в отказе от субсидий обанкротившимся предприятиям, приватизации государственных промышленных объектов, а также в урезании прав профсоюзов.

Война на трех фронтах

На фоне введения непопулярных экономических реформ Маргарет Тэтчер блистательно провела резонансную политическую операцию, значительно повысившую ее политический вес. В 1982 году Аргентина предприняла попытку захватить принадлежавшие Великобритании Фолклендские острова, высадив десант, который заставил капитулировать немногочисленных находившихся на островах британских военных. Вторжение вызвало бурную реакцию в Англии, после чего Тэтчер решила показать, кто в доме хозяин, и предложила начать военные действия. Соединенные Штаты и ООН пытались выступать в роли посредников, но премьер однозначно заявила о невозможности переговоров. К островам было направлено 70 боевых кораблей, англичане, затопив аргентинский крейсер, высадились на острова, и противник капитулировал. Операция заняла всего лишь два месяца.

Эту войну британские политики осуждали из-за несвоевременности (в период, когда Великобритания боролась с кризисом, военные действия выглядели неуместными) и чрезмерной радикальности выбранных средств. Но зато Тэтчер в очередной раз подтвердила репутацию жесткого политика, готового ради своих целей предпринимать решительные действия, а победа повысила оценку премьера согражданами. Перед войной предпочтение ей отдавали лишь 24% респондентов, а в июне 1982-го ее правительство поддержали 45,5% британцев. В консервативной партии быстро смекнули, что самое время объявлять о досрочных выборах в парламент. После фолклендских событий премьер была на сто процентов уверена в победе - ее воспринимали как ведущего политика мирового масштаба, а «железная хватка», проверенная не на согражданах, импонировала всё бОльшему числу избирателей. Результаты выборов оправдали ожидания: консервативная партия победила, получив 60% мест в парламенте, а Маргарет Тэтчер сохранила за собой премьерское кресло на второй срок.

И тогда Железная Леди решилась на главные дела своей жизни. Одним из наиболее важных направлений экономической реформы стала приватизация предприятий, направленная на повышение эффективности производства. Так, например, в 70-х годах государство контролировало 95,1% акций крупнейшей компании British Motor Leyland Corporation , а 93,5% стали в стране производила Британская стальная корпорация, также принадлежавшая государству. За три неполных года, с августа 1984-го по май 1987-го, были переданы в частную собственность девять крупнейших концернов, что составило 33% всей государственной собственности в области телекоммуникаций, предприятий металлургической, нефтяной и газовой промышленности, воздушного транспорта. Государственным компаниям, не ставшими объектами приватизации, была предоставлена бОльшая самостоятельность в ведении хозяйственной и финансовой деятельности. При этом цены на производимые ими товары определялись в соответствии с рыночными условиями.

Серьезной проблемой для правительства Тэтчер оставалось ограничение деятельности профсоюзов. С ее подачи в 1984 году был принят закон о профсоюзах, в соответствии с которым предусматривалось обязательное тайное голосование трудящихся перед забастовкой и ограничение в деятельности политических фондов профсоюзов. В этом же году Национальное управление угольной промышленности сообщило о намерении закрыть несколько нерентабельных шахт, что вызвало бурную реакцию профсоюзов. Ожидая предстоящую многонедельную схватку с представителями угольной промышленности, правительство заблаговременно приняло меры. Электростанции запаслись дополнительными 20 млн тонн угля, что могло обеспечить им пять месяцев безостановочной работы. Тэтчер противопоставляла интересы профсоюзов интересам предпринимателей, говоря о том, что правительство стремится оптимизировать процесс управления угольной промышленностью, а профсоюзы пытаются сохранить неприбыльные шахты за счет средств налогоплательщиков. Атака началась, когда подходил к концу отопительный сезон: 1 марта 1984 года Национальное управление угольной промышленностью объявило о закрытии одной из шахт в графстве Йоркшир. После этого местное отделение профсоюза горняков проголосовало за проведение забастовки на территории всего Йоркшира, в результате чего из 195 тыс. шахтеров в стране начали бастовать 150 тысяч.

Правительство держало паузу до сентября, затем началось судебное расследование, которое признало забастовку и пикетирование незаконными из-за нарушения процедуры голосования перед началом акции. Национальный профсоюз горняков был оштрафован на 200 тыс. фунтов стерлингов. К зиме стачка стала постепенно сворачиваться, а в марте 1985-го Национальный профсоюз горняков прекратил забастовку, продолжавшуюся 51 неделю. В результате страна недополучила угля на два миллиарда долларов, зато влияние профсоюзов на экономическую жизнь было сильно ослаблено.

Реформы и их последствия

Существенную роль в оздоровлении экономики сыграло принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога и сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Количество центральных министерств было сведено до минимума - осталось 16 министерств, среди которых почти не было отраслевых. Это было выгодно для госбюджета и ограничивало степень вмешательства государства в хозяйственные вопросы, что также облегчало жизнь предпринимателям.

Стабильно увеличивалось число владельцев мелких фирм (во второй половине 80-х открывалось в среднем до 500 компаний в неделю). Благодаря тому, что развитие мелкого и среднего бизнеса стало одним из приоритетов правительства Тэтчер, это направление постепенно стало важной составляющей в структуре экономики Великобритании. Небольшие компании могли быстро реагировать на изменения экономического климата (инфляция, изменения в структуре спроса и потребления) и в отличие от промышленных гигантов скорее адаптировались к новым условиям рынка.

В результате проведенных реформ постепенно начала сокращаться численность рабочего класса, относящегося непосредственно к производству. При этом росла численность персонала, занятого в сфере обслуживания, увеличилась прослойка высокооплачиваемых менеджеров среднего и высшего звена, поскольку важным стало эффективное управление производством.

Безработица постепенно шла на спад. К моменту прихода Железной Леди к власти в 1979-м количество незанятых достигало трех миллионов, что составляло 9,8% рабочей силы, а к 1989 году без работы оставались 1,9 млн человек, или 6,8% рабочей силы. В рамках борьбы с безработицей в 1988 году правительство Тэтчер начало программы профессионального обучения безработных производственным специальностям с последующим трудоустройством. Ежегодно таким образом обучали около 600 тыс. человек, а общая стоимость годовой программы составляла 1,4 млрд фунтов стерлингов.

Ощутимый подъем экономики начался с середины 1985-го, но до 1987-го он не был стабильным. Во второй половине 1987 года экономический рост ускорился, увеличилось кредитование, пошли вверх фондовые индексы, цены на жилье. Потребительские расходы населения выросли на 6,5%, а частные капиталовложения - на 10,3%. Динамично развивалось производство в наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности и жилищном строительстве. До этого значительная часть населения арендовала жилье у местных властей, но правительство приняло решение помочь большинству британцев стать владельцами жилья. Был принят закон, который обязывалместные власти продавать арендаторам дома по льготным ценам. В итоге к 1989-му процент домовладельцев вырос с 52 до 66% и в последующие годы продолжал увеличиваться. Доход на душу населения за десять лет повысился на 23%. С 1980-го по 1989-ый долларовый ВВП Великобритании увеличился на 60%.

К концу 80-х 64% жителей имели собственные дома, свыше 70% были автовладельцами, и более половины британцев могли позволить себе полностью платить за обучение детей.

Полностью удовлетворить растущий спрос за счет национального производителя не удавалось, поэтому начался невиданный ранее приток зарубежных товаров. Немалую роль здесь также сыграли доступность и широкое использование кредитов. В 1988 году сумма предоставленного потребительского кредита достигла 42 млрд фунтов стерлингов. Это привело к внешнеторговому дисбалансу - с 1985 года импорт товаров рос втрое быстрее, чем экспорт. Кроме того, повышение курса фунта стерлингов поднимало себестоимость английских товаров, что существенно понизило конкурентоспособность экспортеров. Тем не менее в 80-е годы Британия была единственной из ведущих стран мира, где происходил рост совокупного показателя эффективности производства - в других государствах «Большой семерки» он либо не менялся, либо снижался. Инфляция, которая в 1980 году составляла 16%, в 1983-м замедлилась до четырех процентов и в последующие годы не превышала шести процентов.

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Современный «тэтчеризм»

Если бы Маргарет Тэтчер стала президентом Украины в 2010 году, то, скорее всего, попыталась улучшить экономическую ситуацию теми же методами, что и у себя на родине в конце 70-х годов прошлого века. «Тэтчеризм» тридцатилетней давности вполне подходит для нашей сегодняшней экономической ситуации. Проблемы украинской экономики конца 2000-х похожи на те, с которыми столкнулась Британия - инфляция, безработица, засилье монополий, сложности с ведением предпринимательской деятельности из-за дороговизны кредитов и высоких налогов.

Поддержка малого и среднего бизнеса путем снижения налогов и уменьшения процентных ставок при кредитовании могла бы стать импульсом для развития предпринимательства. Возможно, так же, как и в Англии, Тэтчер пошла бы по пути сокращения льгот и социальных выплат, что вряд ли принесло бы ей популярность среди широких слоев населения, но зато способствовало бы сокращению дефицита бюджета и стабилизации обменного курса и цен. Приватизация государственных объектов могла бы привести к росту производительности и наполнению рынка товарами национального производства. Скорее всего, оценив природные ресурсы и экспортные перспективы сельского хозяйства Украины, она уделила бы должное внимание его развитию и приняла бы меры для поддержания национальных производителей.

Еще одна сфера, которая потенциально могла бы заинтересовать Тэтчер, - это развитие инновационных технологий и инвестирование в науку. Имея привычку просчитывать свои действия далеко вперед, такой президент, скорее всего, постарался бы не упустить возможность найти и занять украинскую нишу в области наукоемкого производства будущего, тем самым остановив утечку мозгов.

1960–1970-х гг. экономика страны находилась в тяжелом положении, чему содействовали мировой энергетический кризис 1973 г. и циклический кризис 1975 г. В 1970-е гг. в Великобритании наблюдался застой социально-экономической системы.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, кото­рая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхо­да страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными инте­ресами и шантажировали крупных предпринимателей уг­розами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осу­ществляемая медлительной и становящейся все более гро­моздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элемен­тов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициа­тива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозгла­шенный консерваторами возврат к "викторианским цен­ностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятель­ность, примат права личности и т.д.

М. Тэтчер собиралась остановить процесс отсталости экономики путем политики монетаризма. Ее основные положения:

1) урезание расходов и налогообложения;

2) отказ в субсидиях разорившимся предприятиям;

3) приватизация государственных отраслей промышленности.

Начальным этапом правительства консерваторов стало принятие законов, которые существенно уменьшили права профсоюзов на провозглашение забастовок.

В 1980, 1982 и 1984 гг. были подписаны законы против забастовочных движений.

В 1979 г. на часть национализированных сфер промышленности приходилось 10 % валового национального продукта. Основным принципом программы М. Тэтчер стала приватизация ранее обобществленного сектора.

1984–1987 гг. в частную собственность были переданы 9 центральных концернов (или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, а также телекоммуникации и организации газовой промышленности).


В октябре 1987 г. правительство распродало акции нефтяной компании «Бритиш петролеум», а затем и сталелитейной промышленности, электроэнергетики и водоснабжения.

М. Тэтчер и консерваторы стали поддерживать малый и средний бизнес, который в результате стал новой силой в системе экономики Великобритании.

Итоги экономической политики М. Тэтчер:

1) экономический рост страны в 1980-е гг. в среднем на уровне 3–4 % в год;

2) увеличение производительности труда за 1980-е гг. в среднем на 2,5 % в год;

3) снижение инфляции с 16 % (1980 г.) до 4 % (1983 г.), а в последующие годы она колебалась в пределах 6 %;

4) рост потребительских расходов населения на 6,5 %;

5) рост частных капиталовложений до 10,3 %. Применительно к условиям Великобритании тэтчеризм стал достаточно эффективным и принес экономические успехи стране.

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэт­черизм" как британская модель неоконсерватизма подтвер­дил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономи­ческим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: